Грузовые перевозки
Показатель | Единица измерения | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Изменение, %(если не указано иное) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Погрузка | млн тонн | 1 205,8 | 1 241,5 | 1 271,9 | 1 236,8 | 1 226,9 | –0,8 |
в среднем в сутки | тыс. тонн | 3 303,5 | 3 401,5 | 3 475,0 | 3 388,5 | 3 361,5 | –0,8 |
Общий грузооборот, в т. ч.: | млрд т∙км | 2 501,8 | 2 704,8 | 2 782,6 | 2 813,1 | 2 954,5 | 5,0 |
груженый грузооборот | млрд т∙км | 2 011,3 | 2 127,8 | 2 222,4 | 2 196,2 | 2 298,6 | 4,7 |
порожний грузооборот | млрд т∙км | 490,5 | 576,9 | 560,2 | 616,9 | 655,9 | 6,3 |
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок | % | 87,2 | 81,6 | 72,5 | 77,5 | 87,1 | 9,6 п. п. |
Погрузка
В условиях сложной макроэкономической ситуации и сокращения грузовой базы железнодорожного транспорта объем погрузки грузов по сети железных дорог в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом на 0,8 %. Основной причиной сокращения стало уменьшение погрузки строительных материалов и металлических руд.
Среднесуточная погрузка на инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 3 361,5 тыс. тонн На 0,8 % ниже уровня 2013 года
Заметное снижение объемов погрузки в середине года, особенно в период с мая по июль, в четвертом квартале в значительной мере удалось компенсировать. Определенную роль в этом сыграли меры по привлечению к перевозкам дополнительных объемов грузов и повышению качества оказываемых услуг (в частности, дополнительные услуги, оказываемые в рамках общей услуги по перевозке, а также комплексные транспортно-логистические услуги). В результате в четвертом квартале был достигнут существенный прирост среднесуточной погрузки грузов по сравнению со вторым и третьим кварталами.
По итогам 2014 года объем погрузки грузов составил 1226,9 млн тонн (3 361,5 тыс. тонн в среднем в сутки). При этом погрузка грузов на экспорт возросла на 4,3 % относительно предыдущего года и составила 420 млн тонн, во внутрироссийском сообщении снизилась на 3,2 % до 797,5 млн тонн.
Как следствие, доля внутреннего сообщения в структуре погрузки сократилась с 66,6 % в 2013 году до 65,0 % в 2014 году при одновременном росте удельного веса экспорта с 32,5 % до 34,2 %.
Динамика среднесуточной погрузки, млн тонн
Динамика объемов погрузки, млн тонн
Показатель | 2013 | Доля в 2013 | 2014 | ||
---|---|---|---|---|---|
Значение | Доля в 2014 | Изменение, % | |||
Погрузка | 1 236,8 | 100,0 | 1 226,9 | 100,0 | –0,8 |
Внутреннее сообщение | 823,9 | 66,6 | 797,5 | 65,0 | –3,2 |
Экспорт, в т. ч.: | 402,4 | 32,5 | 420,0 | 34,2 | 4,3 |
через порты | 225,0 | 18,2 | 250,3 | 20,4 | 11,3 |
через погранпереходы | 177,5 | 14,3 | 169,6 | 13,8 | –4,5 |
Импорт и транзит | 10,4 | 0,9 | 9,5 | 0,8 | –8,9 |
В общей структуре погрузки преобладают каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда. В 2014 году их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 68 %.
В 2014 году был зафиксирован рост погрузки к уровню 2013 года по основным потокообразующим грузам 3-го тарифного класса (высокодоходные): «черные металлы» (+2,5 %, +1,8 млн тонн); 2-го тарифного класса (среднедоходные): «зерно» (+32,3 %, +4,4 млн тонн) (к значительному росту погрузки привел рекордный урожай 2014 года), «химические и минеральные удобрения» (+4,7 %, +2,2 млн тонн), «нефть и нефтепродукты» (+2,4 %, +6,1 млн тонн); 1-го тарифного класса (низкодоходные): «лесные грузы» (+8,5 %, +3,0 млн тонн), «кокс» (+3,0 %, +0,3 млн тонн), и «каменный уголь» (+1,5 %, +4,6 млн тонн). При этом снижение относительно 2013 года наблюдалось в погрузке «строительных грузов» (–17,1 %, –29 млн тонн), и «руды железной и марганцевой» (-2,0 %, -2,1 млн тонн).
Доля среднедоходных и высокодоходных грузов при этом увеличилась до 30,5 % и 10,6 % соответственно.
В разрезе номенклатуры наибольший удельный вес приходится на низкодоходные грузы – 58,9 %. Однако стоит отметить, что в результате снижения погрузки грузов данного сегмента в 2014 году их доля по сравнению с 2013 годом сократилась на 1,5 п. п.
Структура погрузки экспортных грузов и грузов во внутреннем сообщении в 2014 году, млн тонн
Изменение объемов погрузки грузов в 2014 году, млн тонн
Структура погрузки грузов в 2014 году, млн тонн
Грузооборот
Несмотря на снижение объемов погрузки, в 2014 году груженый грузооборот составил 2 298,6 млрд т∙км, превысив показатель 2013 года на 4,7 %. Это связано с изменениями в структуре грузовых перевозок по направлениям, которые привели к значительному росту их средней дальности на 6 % по итогам 2014 года в сравнении с 2013 годом.
Порожний грузооборот в 2014 году составил 655,9 млрд т∙км, увеличившись относительно 2013 года на 6,3 %.
Общий грузооборот в 2014 году возрос к уровню 2013 года на 5 % и составил 2 954,5 млрд т∙км.
Показатель | Грузооборот, млрд т∙км | Изменение доли грузооборота | Изменение грузооборота 2014/2013, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|
2013 | Доля | 2014 | Доля | |||
Каменный уголь | 813,6 | 37,1 | 884,7 | 38,5 | 1,4 | 108,7 |
Нефть и нефтепродукты | 429,6 | 19,6 | 443,0 | 19,3 | –0,3 | 103,1 |
Минерально-строительные грузы | 220,6 | 10,1 | 220,4 | 9,6 | –0,5 | 99,9 |
Руда всякая | 154,5 | 7,0 | 149,2 | 6,5 | –0,5 | 96,6 |
Черные металлы | 126,9 | 5,8 | 132,4 | 5,8 | 0,0 | 104,4 |
Химические минеральные удобрения | 78,5 | 3,6 | 82,9 | 3,6 | 0,0 | 105,5 |
Лесные грузы | 59,5 | 2,7 | 64,5 | 2,8 | 0,1 | 108,5 |
Кокс | 28,9 | 1,3 | 28,6 | 1,2 | –0,1 | 98,9 |
Хлебные грузы | 30,3 | 1,4 | 34,4 | 1,5 | 0,1 | 113,7 |
Остальные грузы | 249,6 | 11,4 | 255,1 | 11,1 | –0,3 | 102,2 |
Всего | 2 191,9 | 100,0 | 2 295,2 | 100,0 | 0,0 | 104,7 |
Грузобагаж | 4,3 | 3,4 | 78,3 | |||
Всего груженый грузооборот | 2 196,2 | 2 298,6 | 104,7 | |||
Порожний грузооборот | 616,9 | 655,9 | 106,3 | |||
ВСЕГО | 2 813,1 | 2 954,5 | 105,0 |
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | % |
---|---|---|---|
Груженая отправка | 1 573 | 1 668 | 106,0 |
Порожняя отправка | 1 121 | 1 170 | 104,4 |
Итого средняя по сети | 1 445 | 1 524 | 105,5 |