Грузовые перевозки

Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель Единица измерения 2010 2011 2012 2013 2014 Изменение, %(если не указано иное)
Погрузка млн тонн 1 205,8 1 241,5 1 271,9 1 236,8 1 226,9 –0,8
в среднем в сутки тыс. тонн 3 303,5 3 401,5 3 475,0 3 388,5 3 361,5 –0,8
Общий грузооборот, в т. ч.: млрд т∙км 2 501,8 2 704,8 2 782,6 2 813,1 2 954,5 5,0
груженый грузооборот млрд т∙км 2 011,3 2 127,8 2 222,4 2 196,2 2 298,6 4,7
порожний грузооборот млрд т∙км 490,5 576,9 560,2 616,9 655,9 6,3
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок  % 87,2 81,6 72,5 77,5 87,1 9,6 п. п.

Погрузка

В условиях сложной макроэкономической ситуации и сокращения грузовой базы железнодорожного транспорта объем погрузки грузов по сети железных дорог в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом на 0,8 %. Основной причиной сокращения стало уменьшение погрузки строительных материалов и металлических руд.

Среднесуточная погрузка на инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 3 361,5 тыс. тонн На 0,8 % ниже уровня 2013 года

Заметное снижение объемов погрузки в середине года, особенно в период с мая по июль, в четвертом квартале в значительной мере удалось компенсировать. Определенную роль в этом сыграли меры по привлечению к перевозкам дополнительных объемов грузов и повышению качества оказываемых услуг (в частности, дополнительные услуги, оказываемые в рамках общей услуги по перевозке, а также комплексные транспортно-логистические услуги). В результате в четвертом квартале был достигнут существенный прирост среднесуточной погрузки грузов по сравнению со вторым и третьим кварталами.

По итогам 2014 года объем погрузки грузов составил 1226,9 млн тонн (3 361,5 тыс. тонн в среднем в сутки). При этом погрузка грузов на экспорт возросла на 4,3 % относительно предыдущего года и составила 420 млн тонн, во внутрироссийском сообщении снизилась на 3,2 % до 797,5 млн тонн.

Как следствие, доля внутреннего сообщения в структуре погрузки сократилась с 66,6 % в 2013 году до 65,0 % в 2014 году при одновременном росте удельного веса экспорта с 32,5 % до 34,2 %.

Динамика среднесуточной погрузки, млн тонн

Динамика объемов погрузки, млн тонн

Структура погрузки по видам сообщения, млн тонн
Показатель 2013 Доля в 2013 2014
Значение Доля в 2014 Изменение, %
Погрузка 1 236,8 100,0 1 226,9 100,0 –0,8
Внутреннее сообщение 823,9 66,6 797,5 65,0 –3,2
Экспорт, в т. ч.: 402,4 32,5 420,0 34,2 4,3
через порты 225,0 18,2 250,3 20,4 11,3
через погранпереходы 177,5 14,3 169,6 13,8 –4,5
Импорт и транзит 10,4 0,9 9,5 0,8 –8,9

В общей структуре погрузки преобладают каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда. В 2014 году их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 68 %.

В 2014 году был зафиксирован рост погрузки к уровню 2013 года по основным потокообразующим грузам 3-го тарифного класса (высокодоходные): «черные металлы» (+2,5 %, +1,8 млн тонн); 2-го тарифного класса (среднедоходные): «зерно» (+32,3 %, +4,4 млн  тонн) (к значительному росту погрузки привел рекордный урожай 2014 года), «химические и минеральные удобрения» (+4,7 %, +2,2 млн тонн), «нефть и нефтепродукты» (+2,4 %, +6,1 млн тонн); 1-го тарифного класса (низкодоходные): «лесные грузы» (+8,5 %, +3,0 млн тонн), «кокс» (+3,0 %, +0,3 млн тонн), и «каменный уголь» (+1,5 %, +4,6 млн тонн). При этом снижение относительно 2013 года наблюдалось в погрузке «строительных грузов» (–17,1 %, –29 млн тонн), и «руды железной и марганцевой» (-2,0 %, -2,1 млн тонн).

Доля среднедоходных и высокодоходных грузов при этом увеличилась до 30,5 % и 10,6 % соответственно.

В разрезе номенклатуры наибольший удельный вес приходится на низкодоходные грузы – 58,9 %. Однако стоит отметить, что в результате снижения погрузки грузов данного сегмента в 2014 году их доля по сравнению с 2013 годом сократилась на 1,5 п. п.

Структура погрузки экспортных грузов и грузов во внутреннем сообщении в 2014 году, млн тонн

Изменение объемов погрузки грузов в 2014 году, млн тонн

Структура погрузки грузов в 2014 году, млн тонн

Грузооборот

Несмотря на снижение объемов погрузки, в 2014 году груженый грузооборот составил 2 298,6 млрд т∙км, превысив показатель 2013 года на 4,7 %. Это связано с изменениями в структуре грузовых перевозок по направлениям, которые привели к значительному росту их средней дальности на 6 % по итогам 2014 года в  сравнении с 2013 годом.

Порожний грузооборот в 2014 году составил 655,9 млрд т∙км, увеличившись относительно 2013 года на 6,3 %.

Общий грузооборот в 2014 году возрос к уровню 2013 года на 5 % и составил 2 954,5 млрд т∙км.

Структура грузооборота по основной номенклатуре грузов
Показатель Грузооборот, млрд т∙км Изменение доли грузооборота Изменение грузооборота 2014/2013, %
2013 Доля 2014 Доля
Каменный уголь 813,6 37,1 884,7 38,5 1,4 108,7
Нефть и нефтепродукты 429,6 19,6 443,0 19,3 –0,3 103,1
Минерально-строительные грузы 220,6 10,1 220,4 9,6 –0,5 99,9
Руда всякая 154,5 7,0 149,2 6,5 –0,5 96,6
Черные металлы 126,9 5,8 132,4 5,8 0,0 104,4
Химические минеральные удобрения 78,5 3,6 82,9 3,6 0,0 105,5
Лесные грузы 59,5 2,7 64,5 2,8 0,1 108,5
Кокс 28,9 1,3 28,6 1,2 –0,1 98,9
Хлебные грузы 30,3 1,4 34,4 1,5 0,1 113,7
Остальные грузы 249,6 11,4 255,1 11,1 –0,3 102,2
Всего 2 191,9 100,0 2 295,2 100,0 0,0 104,7
Грузобагаж 4,3 3,4 78,3
Всего груженый грузооборот 2 196,2 2 298,6 104,7
Порожний грузооборот 616,9 655,9 106,3
ВСЕГО 2 813,1 2 954,5 105,0
Средняя дальность перевозки грузов, км
Показатель 2013 г. 2014 г.  %
Груженая отправка 1 573 1 668 106,0
Порожняя отправка 1 121 1 170 104,4
Итого средняя по сети 1 445 1 524 105,5

Структура груженого грузооборота

Груженый грузооборот