Основные финансовые результаты

В 2014 году ОАО «Российские железные дороги» осуществляло свою деятельность в условиях принятого государством решения о нулевой индексации тарифов на железнодорожные перевозки и ухудшения макроэкономической обстановки.

Доходы по всем видам деятельности по итогам 2014 года составили 1 401,7 млрд руб. +1,8 % к 2013 году.

Расходы по всем видам деятельности по итогам 2014 года составили 1 343,2 млрд руб. +1,9 % к 2013 году

Доходы от реализации акций ДЗО ОАО «РЖД» в 2014 году составили 11,3 млрд руб.

Прибыль от продаж по итогам 2014 года составила 58,5 млрд руб.

Дивиденды от ДЗО ОАО «РЖД» в 2014 году 16,7 млрд руб.

В 2014 году Компания осуществляла свою деятельность в сложных макроэкономических условиях, связанных с отсутствием индексации тарифов, объявлением санкций в отношении России, волатильностью сырьевых рынков, девальвацией руб., что не могло не сказаться на транспортной отрасли. При этом только замораживание тарифов на грузовые железнодорожные перевозки привело к недополучению доходов Компании в размере 67 млрд руб. Помимо неоперационных факторов, негативное влияние на финансовые результаты Компании в 2014 году оказало продолжающееся снижение темпов экономического роста в стране, что привело к снижению объемов погрузки по сравнению с 2013 годом на 0,8 %.

В этой связи в первом полугодии 2014 года ОАО «РЖД» совместно с причастными органами исполнительной власти был проведен ряд совещаний по обеспечению финансовой устойчивости Компании в 2014 году. В июне 2014 года состоялось совещание под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина с членами Правительства Российской Федерации. По результатам встречи Правительством Российской Федерации был утвержден план действий по недопущению прогнозируемых в 2014–2015 годах убытков ОАО «РЖД».

Данный план действий явился базой для формирования целевых параметров развития ОАО «РЖД» не только на 2014 год, но и следующий год и стал качественно новым примером взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Компании.

В результате, несмотря на сложную ситуацию, вызванную существенным ослаблением национальной валюты, Компания смогла сбалансировать бюджет и частично компенсировать негативное влияние конъюнктурных изменений, в т. ч. за счет проделанной работы по повышению внутренней эффективности деятельности ОАО «РЖД», проведению антикризисных мероприятий, направленных на сокращение расходов (себестоимость перевозок снижена к уровню 2013 года на 2,7 %), а также повышению результативности операционной деятельности, в частности за счет увеличения доли более маржинальных грузов в структуре перевозок. Также за счет структурных преобразований был обеспечен рост прочих доходов, который был подкреплен эффективным управлением денежной ликвидностью, получением процентных доходов и эффективным управлением рисками Компании.

Все это позволило получить по итогам 2014 года прибыль от продаж в размере 58,5 млрд руб., сохранив ее практически на уровне 2013 года.

Кроме того, впервые в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти были урегулированы вопросы погашения задолженности прошлых лет пригородных пассажирских компаний и федерального агентства железнодорожного транспорта за оказанные услуги инфраструктуры и аренды подвижного состава при осуществлении пригородных пассажирских перевозок.

Также положительное влияние на формирование финансового результата Компании оказало проведение сделок по внесению в уставной капитал созданного АО «ОТЛК» акций 50 % +2 АО «ТрансКонтейнер», 100 %–1 РЖД Логистика, дополнительная эмиссия акций ОАО «ВРК-1»,ОАО «РЖД-Здоровье», конвертация пакета акций КИТ Финанс Инвестиционный Банк в акции АКБ «Абсолют Банк», что позволило увеличить положительный финансовый результат к уровню прошлого года на 18,7 млрд руб. Прибыль от таких сделок в 2014 году составила 31,4 млрд руб. Кроме того, в 2014 году поступление дивидендов от дочерних и зависимых обществ составило 16,7 млрд руб., а прибыль от реализации акций дочерних и зависимых обществ Компании получена в размере 1,4 млрд руб.

В результате чистая прибыль без учета влияния курсовых разниц составила 69,9 млрд руб. с ростом к уровню 2013 года на 54,5 млрд руб.

Вместе с тем, в связи с отражением переоценки валютных обязательств вследствие ослабления курса национальной валюты (отрицательные курсовые разницы составили 142,5 млрд руб.) убыток Компании по итогам 2014 года составил 44,1 млрд руб.

При этом, с учетом сложных экономических условий, в которых Компания осуществляла свою деятельность, инвестиционная программа ОАО «РЖД» реализована в объеме 396,0 млрд руб. (на уровне плана на 2014 года).

Динамика финансовых результатов за 2010–2014 годы
Показатель Единица измерения 2010 2011 2012 2013 2014 Изменения факт к плану 2014 Изменение 2014/2013
План Факт +/–  % +/–  %
Всего доходов млрд руб. 1 195,1 1 288,3 1 366,0 1 376,6 1 378,7 1 401,7 23 101,7 25,1 101,8
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 1 079,3 1 109,1 1 206,5 1 209,5 1 213,3 1 225 11,7 101,0 15,5 101,3
грузовые перевозки млрд руб. 936,23 1 003,1 1 089,3 1 088,2 1 095,6 1 105,7 10,1 100,9 17,5 101,6
предоставление услуг инфраструктуры млрд руб. 88,4 87,2 96,7 101,7 98,5 99 0,5 100,5 –2,7 97,3
предоставление услуг локомотивной тяги млрд руб. 11,8 11,4 12,4 11 9,9 10,3 0,4 104,0 –0,7 93,6
пассажирские перевозки млрд руб. 42,9 7,4 8,1 8,6 9,3 10 0,7 107,5 1,4 116,3
Доходы от прочих видов деятельности млрд руб. 115,8 179,2 159,5 167 165,3 176,7 11,4 106,9 9,7 105,8
Всего расходов млрд руб. 1 084,2 1 215,6 1 298,6 1 317,8 1 354,1 1 343,2 –10,9 99,2 25,4 101,9
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 986,4 1 050,8 1 151,5 1 165,9 1 202 1 185,6 –16,4 98,6 19,7 101,7
грузовые перевозки млрд руб. 796,1 933,3 1 017,4 1 027,6 1 064,2 1 048,1 –16,1 98,5 20,5 102,0
предоставление услуг инфраструктуры млрд руб. 86,2 102,2 118,8 122,3 120,5 119,4 –1,1 99,1 –2,9 97,6
предоставление услуг локомотивной тяги млрд руб. 8,8 8,4 9,2 8,2 7,4 7,6 0,2 102,7 –0,6 92,7
пассажирские перевозки млрд руб. 95,3 7,0 6,2 7,8 10 10,6 0,6 106,0 2,8 135,9
Расходы от прочих видов деятельности млрд руб. 97,9 164,7 147,1 151,9 152 157,6 5,6 103,7 5,7 103,8
Всего прибыль от продаж млрд руб. 110,9 72,8 67,4 58,8 24,6 58,5 33,9 237,8 –0,3 99,5
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 92,9 58,3 54,9 43,6 11,3 39,4 28,1 348,7 –4,2 90,4
грузовые перевозки млрд руб. 140,1 69,9 71,9 60,6 31,4 57,6 26,2 183,4 –3 95,0
предоставление услуг инфраструктуры млрд руб. 2,2 –15,0 –22,1 –20,6 –22 –20,3 1,7 108,4 0,3 101,5
предоставление услуг локомотивной тяги млрд руб. 3,0 3,0 3,2 2,9 2,6 2,7 0,1 103,8 –0,2 93,1
пассажирские перевозки млрд руб. –52,4 0,4 1,9 0,8 –0,6 –0,5 0,1 120 –1,3
Прибыль от прочих видов деятельности млрд руб. 18,0 14,5 12,5 15,1 13,3 19,1 5,8 143,6 4 126,5
Результат от прочих доходов и расходов млрд руб. 14,9 3,8 –1,3 –39,4 3,6 –97,7 –101,3 –58,3 40,3
Результат от продажи акций дочерних и зависимых обществ млрд руб. 6,9 66,3 33,9 1,4 1,4 1,4 0 100 0 100
Бюджетные ассигнования млрд руб. 52,2 1,8 23,2 0,9 26,7 27,6 0,9 103,4 26,7
Курсовые разницы млрд руб. 0,9 –6,4 4,5 –18,4 –37,3 –142,5 –105,2 26,2 –124,1 12,9
Изменения резервов и иных оценочных обязательств млрд руб. –17,3 –51,8 –18,2 –1,7 37,2 38,7 1,5 104,0 40,4
Доходы от участия в других организациях, включая дивиденды млрд руб. 2,1 21,3 9,8 23 15,9 16,7 0,8 105,0 –6,3 72,6
Затраты по кредитам и займам млрд руб. –20,6 –19,6 –19,3 –26,8 –35 –35,5 –0,5 98,6 –8,7 75,5
Прибыль до налогообложения млрд руб. 125,9 76,6 66,2 19,4 28,2 –39,2 –67,4 –139,0 –58,6 –202,1
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства млрд руб. 51,1 59,8 52,0 18,7 –28 –4,9 23,1 –23,6
Чистая прибыль млрд руб. 74,8 16,8 14,1 0,7 0,2 –44,1 –44,3 –44,8
Расходы по инвестиционной деятельности без капитализируемых процентов (без НДС) млрд руб. 317,4 395,4 480,1 467,2 396,8 396 –0,8 99,8 –71,2 84,8
Государственная поддержка, в т. ч. млрд руб. 163,2 119,7 152,7 87,1 160,7 112,2 –48,5 69,8 25,1 128,8
Субсидии и прочие компенсации из федерального бюджета и региональных бюджетов и внебюджетных фондов млрд руб. 59,6 31,2 51,7 27,6 80,9 82,4 1,5 101,9 54,8 298,6
Взносы в уставный капитал млрд руб. 103,6 88,6 101,0 59,5 79,8 29,8 –50 37,3 –29,7 50,1
Себестоимость перевозок коп/ 10 прив. т∙км 372,2 369,4 393,4 395 392,3 384,5 –7,8 98,0 –10,5 97,3
EBITDAПоказатель EBITDA сформирован с учетом исключения затрат, связанных с обслуживанием финансового долга (затраты по процентам к уплате, лизинговые платежи и результат от переоценки валютных обязательств (курсовые разницы). млрд руб. 343,7 295,3 279,8 268 320 356 36 111,3 88 132,8
Финансовый долг (Долг по кредитам+лизинг) млрд руб. 332,5 390,1 429,2 643,2 798,7 898,5 99,8 112,5 255,3 139,7
Финансовый долг / EBITDA х 1,0 1,3 1,5 2,4 2,5 2,5 0 100,0 0,1 104,2
Чистый долг (Финансовый долг-остаток ден.ср-в) / EBITDA х 0,8 0,7 1,1 2,1 2,2 2,3 0,1 104,5 0,2 109,5
Изменение кредитов и займов полученных (тело долга) млрд руб. –23,7 74,7 38,3 175,4 98 96,8 –1,2 98,8 –78,6 55,2
Чистое изменение кредитного портфеля c учетом курсовых разниц и процентов по кредитам млрд руб. –23,3 79,8 35,7 196,5 138,7 240,1 101,4 173,1 43,6 122,2
Долг по кредитам, с учетом начисленных процентов млрд руб. 304,1 383,9 419,6 616,1 754,8 856,2 101,4 113,4 240,1 139,0
Собственные средства, активы и обязательства (по данным бухгалтерского учета ОАО «РЖД» по РСБУ)
Единица измерения 2013 2014 2014/2013, %
Валюта баланса млрд руб. 4 587,2 4 846,7 5,7
Внеоборотные активы млрд руб. 4 332,6 4 457,3 2,9
Оборотные активы млрд руб. 254,6 389,5 53,0
Капитал и резервы млрд руб. 3 540,3 3 516,2 –0,7
Долгосрочные обязательства млрд руб. 666,4 805,7 20,9
Краткосрочные обязательства млрд руб. 380,5 524,8 37,9
Стоимость чистых активов млрд руб. 3 547,60 3 553,4 0,2