Подходы к планированию инвестиционной деятельности

В основу формирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» положена Генеральная схема развития железных дорог на период до 2020 года, грузовая база которой сформирована с учетом полученных заявок компаний-грузоотправителей.

Всего в 2014 году было размещено инфраструктурных облигаций на сумму 50 млрд руб.

При проведении расчетов грузовой базы учитывались имеющиеся прогнозы и целевые ориентиры, содержащиеся в правительственных и региональных стратегически ориентированных документах, а также данные международных организаций и учреждений (Международный валютный фонд, Всемирный Банк и другие) и ведущих научных организаций (как отечественных, так и международных).

При построении прогноза также учитывались планы по развитию смежных видов транспорта, планы отдельных стивидорных организаций российских морских портов, программы и стратегии развития субъектов Российской Федерации.

В значительной степени повысить качество прогнозирования грузовой базы помогла разработка транспортно-экономического баланса или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок. Эту работу ОАО «РЖД» проводило совместно с отраслевыми институтами: Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Советом по изучению производственных сил.

При формировании инвестиционной программы ОАО «РЖД» использовался принцип согласованности источников финансирования и структуры инвестиционной программы, направляемой на:

Все инвестиционные проекты ОАО «РЖД» разделяются по критерию окупаемости и коммерческой эффективности на четыре категории.

1-я категория
2-я категория
3-я категория
4-я категория

Всего в 2014 году было размещено инфраструктурных облигаций на сумму 50 млрд руб.

В 2014 году средства от выпуска инфраструктурных облигаций были направлены на приобретение тягового подвижного состава и на реализацию проектов комплексного развития и реконструкции железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада, Юга России, а также Урала, Западной Сибири и Дальнего Востока, в т. ч. на реконструкцию участков Трубная–Баскунчак–Аксарайская, развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали.

Эти проекты имеют срок окупаемости на горизонте до 30 лет с существенным мультипликативным эффектом для экономики Российской Федерации.

Аудит инвестиционных проектов

В 2014 году была продолжена практика по проведению независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) инвестиционных проектов ОАО «РЖД» в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации.

Внедрение процедуры ТЦА, инициируемое Правительством Российской Федерации, явилось одним из важных шагов на пути к повышению открытости и прозрачности инвестиционных программ Компании, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

В 2013 году Компанией был разработан Корпоративный стандарт «Проведение обязательного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ» (далее – Корпоративный стандарт) утвержденный советом директоров ОАО «РЖД».

Учитывая поручения Правительства Российской Федерации, а также порядок, установленный в Корпоративном стандарте, были реализованы мероприятия по проведению ТЦА проектов развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, включая проект «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая с обходом Краснодарского железнодорожного узла», проектов реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также участка Междуреченск – Тайшет.

Результаты проведенного технологического и ценового аудита в соответствии с Корпоративным стандартом опубликованы на официальном сайте ОАО «РЖД» в целях организации экспертных обсуждений.

По проектам реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей экспертное обсуждение состоялось 23 января 2014 года.

По проекту развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, включая проект «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая с обходом Краснодарского железнодорожного узла», экспертное обсуждение состоялось 27 февраля 2015 года.

В ходе экспертных обсуждений, а также по итогам дополнительной работы с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, сформулированы предложения и замечания, проанализированные Компанией и аудиторами в целях их учета при дальнейшей реализации проектов.

В целом по проектам было отмечено, что они находятся в достаточной степени проработки с учетом текущей стадии реализации.

Основные итоги инвестиционной деятельности

Главной целью инвестиционной программы ОАО «РЖД» является развитие и сохранение на должном уровне состояния железнодорожной инфраструктуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности и устойчивости перевозочного процесса, эксплуатационной надежности.

Общий объем инвестиционного бюджета в 2014 году (фактическое выполнение) 396 млрд руб. Расходование составило 99,8% к плану

Объем инвестиций,связанных с выполнением поручений Правительства РФ в 2014 году 67,5 млрд руб.

Объем инвестиций, направленных на обновление подвижного состава
в 2014 году
104,4 млрд руб.

Объем инвестиций, направленных на снятие инфраструктурных ограничений
в 2014 году
140,8 млрд руб.

Модернизировано путей в 2014 году
3,95 тыс. км

Введено в эксплуатацию новых станционных путей в 2014 году 73,6 км

Значительная часть средств направляется на обновление подвижного состава, обеспечение условий охраны труда, экологической и пожарной безопасности, обновление изношенных объектов повышенной опасности.

Объем инвестиционных затрат ОАО «РЖД» на 2014 год был запланирован на уровне 396,8 млрд руб. за счет следующих финансовых источников:

С учетом сложных экономических условий, в которых Компания осуществляла свою деятельность в 2014 году, план выполнен на 99,8 %, и общая сумма освоения инвестиционных затрат составила 396,0 млрд руб.

Общие показатели исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» за 2014 год, млрд руб.
Наименование разделов 2013 год 2014 год +/– 2014/2013 Изменение 2014/2013, %
Факт Удельный вес от общего объема затрат План года Факт года Удельный вес от общего объема затрат  %
ВСЕГО 467,2 100 396,8 396,0 100,0 99,8 –71,2 84,8
Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ 46 9,8 68,2 67,5 17,1 99,1 21,6 147,0
Обеспечение безопасности 56,1 12,0 46,7 46,9 11,8 100,4 –9,2 83,6
Снятие инфраструктурных ограничений 169 36,2 140,5 140,8 35,6 100,2 –28,2 83,3
Повышение транспортной доступности для населения страны 59,5 12,7 12,9 12,8 3,2 99,2 –46,7 21,5
Обновление подвижного состава 118,7 25,4 104,7 104,4 26,4 99,7 –14,3 88,0
Прочие проекты 17,8 3,8 23,8 23,6 6,0 99,2 5,8 132,6

Главной задачей 2014 года в рамках исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» стала реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, их доля от общего объема составила 17 %, или 67,5 млрд руб. К проектам в рамках правительственных поручений относятся:

В 2014 году Компанией выполнены все поставленные на год целевые задачи, в т. ч. и по реализации проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации.

Инвестиции Компании в 2014 году были направлены не только на развитие инфраструктуры, но и на проекты обновления, реализация которых необходима для обеспечения устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта (реконструкция железнодорожного пути, строительство и реконструкция искусственных сооружений).

На проекты, связанные с обеспечением безопасности, включая транспортную безопасность, объекты гражданской обороны, пожарную безопасность, а также проекты, направленные на обеспечение технологической устойчивости производственного процесса и поддержание пропускной способности, в 2014 году направлено 46,9 млрд руб.

На снятие инфраструктурных ограничений, в т. ч. связанных с увеличением пропускной способности сети железных дорог, направлено 140,8 млрд руб.

В рамках раздела «Снятие инфраструктурных ограничений» значительные объемы денежных средств были направлены на реализацию проектов, существенно влияющих на развитие экономики всей страны и направленных на увеличение пропускной способности сети железных дорог, а также на развитие инфраструктуры остальных транспортных направлений (строительство дополнительных главных путей, удлинение станционных приемо-отправочных путей, развитие железнодорожных узлов).

В рамках реализации проекта по реконструкции железнодорожного пути в 2014 году реконструировано 3 950,8 км железнодорожного пути.

В рамках проекта «Реконструкция искусственных сооружений» была закончена реконструкция Манского тоннеля на участке Абакан – Тайшет Красноярской железной дороги, также 20 малых и средних железнодорожных мостов, 20 объектов земляного полотна, 3 пешеходных моста на станциях Красково, Фруктовая Московской железной дороги и Демы Куйбышевской железной дороги.

На повышение транспортной доступности для населения страны израсходовано 12,8 млрд руб. В этом направлении в 2014 году осуществлялась реализация проектов по обновлению основных фондов пассажирского хозяйства пригородного и дальнего следования.

В 2014 году закончена реконструкция железнодорожных вокзалов на ст. Рыбинск–Пассажирский и Рязань–2.

В рамках раздела «Обновление подвижного состава» в отчетном году закуплено 660 локомотивов на сумму 76,5 млрд руб. и приобретено 283 единицы моторвагонного подвижного состава на сумму 19,3 млрд руб., из них – 150 вагонов электропоездов серии ЭД производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод»,

18 вагонов рельсовых автобусов серии РА-2 производства ОАО «Метровагонмаш», 4 электропоезда (40 вагонов) «Сапсан» и 15 электропоездов (75 вагонов) «Дезиро» производства АО «Сименс АГ».

Модернизации подверглись 603 единицы моторвагонного подвижного состава и 8 поездов «Сапсан» на сумму 845,9 млн руб.

Электропоезда оборудованы современными системами кондиционирования, герметичными межвагонными переходами, прислонно-сдвижными автоматическими дверями, светодиодным освещением, диванами с мягкими вставками и подголовниками, системой видеонаблюдения, принудительной вентиляцией тамбуров вагонов и системой бортовой диагностики и мониторинга технического состояния электропоезда, выполнены работы по устройству систем охранно-пожарной сигнализации.

На прочие проекты, связанные с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты социального развития и взносы в уставный капитал других обществ, было израсходовано 23,6 млрд руб.

В целом по ОАО «РЖД» в 2014 году введено в действие новых:

реконструировано: