Управление оборотным капиталом

Согласно утвержденной финансовой стратегии ОАО «РЖД» использует агрессивную модель управления оборотным капиталом, которая заключается в максимально возможном снижении финансового цикла в целях скорейшего высвобождения и направления денежных средств на финансирование своей текущей и инвестиционной деятельности.

Сформирован денежный поток в размере 18,9 млрд руб.

Такая модель характеризуется наличием отрицательного чистого оборотного капитала и означает, что Компания использует текущие пассивы в качестве источника инвестиционной деятельности.

По итогам 2014 года отрицательный чистый оборотный капитал Компании составил (–125,4) млрд руб. В результате изменения чистого оборотного капитала в 2014 году сформирован положительный денежный поток в размере 18,9 млрд руб.

Управление запасами

По состоянию на 31 декабря 2014 года запасы Компании составили 69,0 млрд руб. со снижением на начало года на 14,1 млрд руб.

Обеспечено содержание запасов для производственного процесса со снижением к уровню 2013 года по материалам и запасным частям на 3 дня (с 54 дней до 51 дня), топливу – на 1,5 дней (с 27 дней до 25,5 дня).

Реализация металлолома в объеме 1 139 тыс. тонн и вовлечение в хозяйственный оборот излишних материально-технических ресурсов позволили получить дополнительные доходы в размере 7,4 млрд руб. и сэкономить денежные средства на закупку новых материально-технических ресурсов в размере 8,0 млрд руб.

Наличие материально-производственных запасов, млрд руб.
Наименование статьи Остаток на 31 декабря 2013 года Остаток на 31 декабря 2014 года Отклонение +/–
Всего запасы 83,1 69,0 –14,1
в том числе:
Сырье и материалы, аналогичные ценности 81,5 67,0 –14,5
Затраты в незавершенном производстве 0,8 1,0 +0,2
Готовая продукция и товары для перепродажи 0,2 0,4 +0,2
Товары отгруженные 0,0 0,0 0,0
Расходы будущих периодов 0,6 0,6 0,0

Дебиторская задолженность

По состоянию на конец отчетного года общая величина дебиторской задолженности составила 157,2 млрд руб. (выше уровня начала 2014 года в 2 раза, или на 78,0 млрд руб.).

Структура и динамика дебиторской задолженности, млрд руб.
Наименование статьи Факт 31 декабря 2013 Факт 31 декабря 2014 Отклонение, +/– Отклонение, раз
Покупатели и заказчики всего (дебиторская задолженность по продажам), в т. ч.: 23,3 82,7 +59,4 в 3,5 раза 
за перевозку 2,3 34,8 +32,5 в 15,1 раза 
прочие покупатели и заказчики 20,9 47,9 +27,0 в 2,3 раза 
Авансы выданные 10,3 8,7 –1,6 84 %
Социальное страхование и обеспечение 0,3 0,4 +0,1 в 1,3 раза 
Налоги и сборы 9,2 14,4 +5,2 в 1,6 раза 
в т. ч. налог на прибыль 6,8 14,1 +7,3 в 2 раза 
Расчеты с персоналом по оплате труда, по прочим операциям с подотчетными лицами 0,3 0,3 0,0
Прочие дебиторы 13,9 16,2 +2,3 в 1,2 раза 
Итого в оборотных активах (по балансу) 57,3 122,7 +65,4 в 2,1 раза 
Авансы выданные в составе внеоборотных активов 21,9 20,9 –1,0 95%
Авансы выданные всего 32,2 29,6 –2,6 92 %
Задолженность по взносам в уставный капитал ДЗО 13,6
ВСЕГО 79,2 157,2 +78,0 в 2,0 раза 
Период оборота дебиторской задолженности по продажам, дни
Наименование показателя 2013 2014 +/– к 2013 году, дни +/– к 2013 году, %
Период оборота дебиторской задолженности по продажам, дни 5,3 18,7 +13,4 в 3,5 раза 
по перевозкам 0,6 9,1 +8,5 в 15,2 раз
по прочим продажам 37 82,3 +45,3 в 2,2 раза 

Основными причинами прироста являются:

По состоянию на конец отчетного года дебиторская задолженность (в т. ч. в резерве по сомнительным долгам) от оказания услуг пригородным пассажирским компаниям (включая задолженность Федерального агентства железнодорожного транспорта) составляет 66,1 млрд руб. (+13,5 млрд руб. к началу года), в т. ч.:

В этой связи период оборота дебиторской задолженности по продажам (перевозкам и прочей реализации) составил 18,7 дня с увеличением к аналогичному уровню 2013 года на 13,4 дня (прирост был предусмотрен финансовым планом, утвержденным советом директоров ОАО «РЖД»).

Дебиторская задолженность ОАО «РЖД» на 31 декабря 2014, млрд руб.

Дебиторская задолженность ОАО «РЖД» на 31 декабря 2014,  млрд руб.

В целях погашения просроченной задолженности ППК в соответствии с утвержденным Правительством РФ планом действий по недопущению прогнозируемых в 2014–2015 годах убытков ОАО «РЖД» предусмотрено урегулирование задолженности за услуги инфраструктуры и аренды подвижного состава пригородных пассажирских компаний перед ОАО «РЖД» с ее реструктуризацией в течение десяти лет и подписанием соответствующих соглашений. Данная мера позволила восстановить числящуюся в резерве задолженность ППК и ФАЖТ (на общую сумму 41,1 млрд руб.) с отражением соразмерного положительного финансового результата, а также увеличить ликвидные оборотные активы на балансе Компании.

Кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность увеличилась на конец 2014 года на 7,1 млрд руб. (или + 2 %) и составила 305,6 млрд руб.

Структура и динамика кредиторской задолженности, млрд руб.
Наименование статьи Факт на 31 декабря 2013 Факт на 31 декабря 2014 +/– к началу года % к началу года
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками 160,0 148,1 –11,9 93 %
по инвестиционной деятельности 91,0 78,9 –12,1 87 %
по операционной деятельности 69,0 69,2 0,2 100 %
Задолженность перед персоналом по оплате труда и операциям с подотчетными лицами 14,7 13,6 –1,1 93 %
Задолженность по социальному страхованию и обеспечению 8,0 8,4 0,4 105 %
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 10,8 24,6 13,8 в 2,3 раза
Авансы, полученные по прочим операциям 20,1 22,3 2,2 111 %
Предварительная оплата перевозок 71,7 78,1 6,4 109 %
Прочая задолженность 11,7 10,6 –1,1 90 %
ИТОГО краткосрочная задолженность 297,1 305,6 8,5 103 %
Кроме того, долгосрочная задолженность (НПФ «Благосостояние») 1,4 0,0 –1,4
ВСЕГО 298,5 305,6 7,1 102 %
Период оборота кредиторской задолженности, дни
Наименование показателя 2013 2014 +/– к 2013 году +/– к 2013году, %
Период оборота 36,8 34,5 –2,3 94
по операционной деятельности 31,6 29,2 –2,4 92
по инвестиционной деятельности 43,0 42,1 –0,9 98

Величина кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками составила 148,1 млрд руб., в т. ч. по инвестиционной деятельности Компании 78,9 млрд руб. и по текущей деятельности – 69,2 млрд руб.

По итогам 2014 года период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками в целом по Компании составил 34,5 дня, что соответствует типовым условиях расчетов по договорам ОАО «РЖД».

Доля просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками составляет менее 1 % в общем объеме задолженности.