Система корпоративного управления

В ОАО «РЖД» поэтапно проводится организационная реформа, в рамках которой реализуется задача по построению системы корпоративного управления холдинга «РЖД».

ОАО «РЖД» стремится к переходу от оперативного управления деятельностью дочерних и зависимых обществ к стратегическому и осуществляет внедрение лучших корпоративных практик.

Созданная в холдинге «РЖД» система корпоративного управления позволяет:

В рамках созданной в холдинге «РЖД» системы корпоративного управления используются следующие наилучшие практики:

  1. Привлечение к работе совета директоров ОАО «РЖД» и советов директоров дочерних обществ независимых директоров. В состав совета директоров ОАО «РЖД» входят пять независимых директоров. По итогам годовых общих собраний акционеров, проведенных в 2014 году, обеспечено участие независимых директоров в работе советов директоров 20 наиболее крупных дочерних компаний;
  2. Осуществляется предварительное рассмотрение вопросов повесток дня Комитетами при советах директоров. При совете директоров ОАО «РЖД» в 2014 году функционировали три комитета: Комитет по аудиту и рискам, Комитет по кадрам и вознаграждениям, Комитет по стратегическому планированию. Комитеты при советах директоров дочерних обществ функционировали в 33 крупных компаниях, входящих в холдинг «РЖД»;
  3. В ОАО «РЖД» функционирует коллегиальный исполнительный орган — правление. Правления также созданы в ряде крупнейших дочерних обществах ОАО «РЖД»;
  4. Создана система казначейского контроля в отношении наиболее крупных дочерних обществ Холдинга. В 2015 году планируется распространить систему казначейского контроля на все дочерние общества ОАО «РЖД».

Структура управления ОАО «РЖД»

Общее собрание акционеров Единственным акционером Общества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Ревизионная комиссия Совет директоров Действует на основании законодательства Российской Федерации и устава ОАО «РЖД». Основной задачей совета директоров Общества является проведение политики, обеспечивающей его динамичное развитие, повышение устойчивости его работы, а также увеличение прибыльности Общества. Президент Президент Общества является единоличным исполнительным органом Общества и назначается Правительством Российской Федерации. ">Правление Правление ОАО «РЖД» является коллегиальным исполнительным органом Общества. Правление Общества состоит из председателя правления Общества – президента ОАО «РЖД», первых вице-президентов, старших вице-президентов и вице-президентов Компании, руководителей филиалов Общества – железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и других работников. Аппарат управления Департаменты, управления и иные подразделения аппарата управления осуществляют оперативное управление по всем видам деятельности Компании. Совещательные органы под руко- водством председателя правления — президента ОАО «РЖД» Комитеты совета директоров Корпоративный секретарь Совещательные органы под руководством членов правления — вице-президентов ОАО «РЖД» Совещательные органы под руковод- ством членов правления — начальников депертаментов ОАО «РЖД» Совещательные органы под руковод- ством начальников департаментов и дру- гих руководителей подразделений
Структура управления ОАО «РЖД»

Складывающуюся десятилетиями систему управления ОАО «РЖД», унаследованную от Министерства путей сообщения Российской Федерации, можно было охарактеризовать как многоуровневую, территориально-функциональную, предусматривающую управление крупными территориальными хозяйственными единицами – железными дорогами и производственными предприятиями.

За время с момента создания ОАО «РЖД» трансформировалось в вертикально интегрированную структуру, состоящую из бизнес-единиц, специализирующихся на определенных видах деятельности.

Сформировавшиеся в процессе реформирования ОАО «РЖД» бизнес-единицы стали центрами ответственности за результаты профильной для них хозяйственной деятельности. Им предоставлены широкие полномочия в принятии решений по вопросам оперативной деятельности.

Новая структура управления на практике доказала свою способность работать в рыночных и неблагоприятных макроэкономических условиях, а также повышать свою конкурентоспособность и привлекательность для клиентов.