Транспортно-логистические услуги

Одной из стратегических задач холдинга «РЖД» является переход от оказания услуг по перевозке грузов к формированию комплексных услуг «от двери до двери», расширение спектра оказываемых 2PL, 3PL, 4PL услуг, формирование глобальных логистических цепочек.

С учетом ограниченных возможностей по увеличению масштабов и доходности бизнеса в регулируемых государством сегментах перевозок Холдингом ведется активная работа по расширению деятельности в дерегулированных сегментах транспортно-логистического рынка, укреплению позиций российских железных дорог на российском и зарубежных логистических рынках, а также по внедрению на сети современных логистических технологий уровня 3PL/4PL.

Результаты деятельности АО «ФГК»

Отчетный 2014 год прошел под знаком общего спада промышленного производства в стране, а также усложнившейся экономической ситуации. Эти факторы оказали существенное влияние на АО «ФГК», как и на весь рынок оперирования подвижным составом на сети российских железных дорог. Однако благодаря реализации комплекса мер по оптимизации бизнес-процессов АО «ФГК» укрепило позиции на рынке.

В 2014 году доля АО «ФГК» на рынке сетевого грузооборота увеличена до 15,0 % от общесетевого, по объему перевозок – до 11,7 %. Доля АО «ФГК» в общем парке грузовых вагонов по состоянию на конец 2014 года составила 13,4 %. Объем погрузки полувагонов АО «ФГК» в 2014 году увеличен на 9 % по сравнению с уровнем 2013 года.

В 2014 году общий объем перевезенных АО «ФГК» грузов составил около 161,9 млн тонн (на 8,2 % больше, чем в 2013 году), или 2,5 млн вагоноотправок. Наибольший рост отмечен в сегменте перевозок в полувагонах собственности АО «ФГК»: в 2014 году перевезено 146,0 млн тонн (на 12,3 млн тонн больше, чем в 2013 году); в 1,4 раза увеличился объем перевозок грузов в цистернах – 5,6 млн тонн (в 2013 году – 4,0 млн тонн).

Вместе с тем общая тенденция снижения активности на рынке оперирования вагонным парком оказала наибольшее влияние на снижение доходов Компании и формирование отрицательного финансового результата АО «ФГК».

Основные финансово-экономические показатели деятельности АО «ФГК» в 2013–2014 годах
Показатель Единица измерения 2013 2014
Выручка млн руб. 52 878,6 49 791,9
Чистая прибыль млн руб. 2 565,8 –3 630,0

Более подробная информация представлена на сайте АО «ФГК»

Результаты деятельности международной логистической компании GEFCO

Группа GEFCO является глобальным игроком на рынке транспортно-логистических услуг и осуществляет свою деятельность на пяти континентах. Сеть GEFCO включает 35 собственных представительств и 70 партнеров, в т. ч. в ключевых с точки зрения развития международного бизнеса ОАО «РЖД» регионах – Центральной и Восточной Европе, СНГ и Китае.

Компания специализируется как на управлении цепями поставок (3PL услуги), так и на предоставлении комплексных услуг по управлению всеми логистическими процессами в компаниях-клиентах (4PL услуги), которые в настоящее время практически не представлены на территории России.

Клиентская база компании включает в себя более 40 тыс. контрагентов по всему миру, в т. ч. транснациональные промышленные корпорации, многие из которых представлены на российском рынке (PSA Peugeot Citroën, General Motors, Renault, Ford, BMW, L’Oreal, Philips, Electrolux)

В рамках реализации политики по расширению географического присутствия группы в мире в 2014 году GEFCO усилила свои позиции на индийском логистическом рынке посредством увеличения доли в компании Mercurio Pallia, а также расширила сеть в Северной Африке, открыв представительство в Алжире.

В настоящее время GEFCO полностью обеспечивает потребности в логистических услугах компании PSA Peugeot Citroën, начиная со стратегического планирования цепочек поставок и заканчивая непосредственно перевозками готовых автомобилей, комплектующих и запасных частей. Между компаниями подписано 10-летнее рамочное соглашение в 2012 году.

В рамках партнерства General Motors и PSA Peugeot Citroën заключено долгосрочное соглашение на оказание логистических услуг с компанией General Motors, в соответствии с которым GEFCO получила статус эксклюзивного поставщика 4PL логистических услуг в Европе, России и Турции (объем производства в данном регионе – около 1,2 млн автомобилей в год).

В 2014 году GEFCO запущен совместный проект с концерном «Фольксваген» на оказание услуг по хранению автомобилей на территории грузового двора станции Доскино.

По результатам деятельности в 2014 году выручка компании GEFCO составила 4,053 млрд евро (рост на 1,5 % по сравнению с 2013 годом).

Более подробная информация представлена на сайте Gefco

Создание АО «Объединенная транспортно-логистическая компания»

В ноябре 2014 года было зарегистрировано АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (АО «ОТЛК»). Учредителями компании выступили ОАО «Российские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «Национальная компания "Казахстан темир жолы"». Уставный капитал созданной компании составил 39,7 млрд руб.

На первоначальном этапе ОАО «РЖД» внесло в АО «ОТЛК» принадлежащие ему 50 %+2 акции АО «ТрансКонтейнер» и 100 % минус 1 акцию ОАО «РЖД Логистика» (доля в уставном капитале – 99,84 %), ГО «Белорусская железная дорога» и АО «Национальная компания „Казахстан темир жолы"» внесли денежный взнос по 32,7 млн руб. (доля каждого в уставном капитале – 0,08 %).

На втором этапе предполагается внесение со стороны «Казахстан темир жолы» акций дочерних компаний АО «Казтранссервис» и АО «Кедентранссервис» (операторы фитинговых платформ и терминалов, в т. ч. расположенных на пограничных с Китаем станциях Достык и Алтынколь), со стороны «Белорусская железная дорога» терминалов в Бресте и активов «Белинтертранса», и доведение доли партнеров в уставном капитале до паритета.

При создании АО «ОТЛК» закладывались те же принципы, что и при развитии международных транспортных коридоров: единые стандарты, единая технология, единая тарифная политика. АО «ОТЛК» призвано оказывать полный спектр комплексных транспортных и логистических услуг в сфере железнодорожных грузовых и интермодальных перевозок на территории Единого экономического пространства с выходом на рынки Европы и Китая.

Первым итогом реализации проекта АО «ОТЛК» стало достижение договоренности между железными дорогами России, Белоруссии и Казахстана об установлении единой конкурентоспособной сквозной тарифной ставки. Таким образом, созданы условия для привлечения дополнительных объемов контейнерных перевозок из Китая в Европу и в обратном направлении.

В 2014 году также состоялось подписание Меморандума о намерениях АО «ОТЛК» с компанией GEFCO SA, входящей в холдинг «РЖД». Синхронизация двух проектов – создание АО «ОТЛК» и интеграция GEFCO – позволит обеспечить значительный синергетический эффект за счет скоординированного развития транспортных активов и тиражирования на ЕЭП передовых логистических технологий, а также привлечения клиентской базы в направлении транзитного коридора Азия – Европа.

Кроме того, Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий установление стратегического партнерства при перевозках между Китаем и Европой, был подписан между АО «ОТЛК» и DHL Global Forwarding (China). Стороны данного меморандума договорились сотрудничать в сфере регулярных перевозок со сроками доставки контейнера «от двери до двери» между Китаем и Европой не более трех недель.