Основные принципы функционирования системы риск-менеджмента
- комплексность и системный подход при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;
- стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития холдинга «РЖД», предусмотренными Стратегией развития холдинга «РЖД» до 2030 года, и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;
- непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;
- единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления холдингом «РЖД»;
- внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности холдинга «РЖД»;
- обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений.
Корпоративная система управления рисками холдинга «РЖД» включает четыре взаимосвязанных этапа, реализация которых основана на обратной взаимосвязи
- идентификация и качественный анализ
- оценка и количественный анализ
- выбор методов воздействия на риск
- мониторинг эффективности воздействия
Положением об организации внутреннего аудита в холдинге «РЖД» и Положением о Центре внутреннего аудита «Желдораудит», утвержденным Президентом ОАО «РЖД» В. И. Якуниным, на Центр «Желдораудит» возложены задачи и функции по оценке эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками, а также своевременному обеспечению руководства ОАО «РЖД» достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности, эффективности бизнес-процессов, надежности процедур внутреннего контроля и управления рисками в подразделениях ОАО «РЖД».
Учитывая рекомендации Кодекса корпоративного управления, утвержденного 21 марта 2014 года советом директоров Банка России, о создании в Обществе отдельного структурного подразделения по управлению рисками или юридического лица, выполняющего функции такого подразделения, планом мероприятий по внедрению в ОАО «РЖД» основных положений Кодекса корпоративного управления Компании (одобрен на заседании совета директоров ОАО «РЖД») предусмотрено создать проектный офис по управлению рисками, основной задачей которого будет являться организация системы управления рисками в ОАО «РЖД».
Меры воздействия на риски
- Профилактика риска предусматривает нейтрализацию его источников. Она эффективна преимущественно в отношении внутренних рисков холдинга «РЖД».
- Снижение ущерба от риска предполагает разработку мероприятий по минимизации потерь в случае реализации рисков и предназначено в первую очередь для управления внешними рисками холдинга «РЖД».
- Принятие решения о сохранении риска и неиспользование противодействующих управленческих решений применяется в случае, когда затраты на нейтрализацию риска составляют гораздо большую сумму по сравнению с ущербом при его реализации.
Выбор оптимального направления воздействия на риск (профилактика риска, снижение ущерба от риска или сохранение риска) осуществляется на основании сравнительной оценки эффективности каждого варианта.
Карта рисков холдинга «РЖД»
Категория рисков |
Риски |
Макроэкономические |
- снижение объемов предъявляемых к перевозке грузов;
- риск незапланированных колебаний объемов перевозок, превышающих пропускную способность отдельных участков железных дорог;
- ухудшение структуры промышленного и сельскохозяйственного производства;
- рост цен на потребляемые холдингом «РЖД» товары и услуги в результате инфляции;
- уменьшение доходов Компании от пассажирских перевозок в связи со снижением платежеспособности населения;
- снижение инвестиционной и деловой активности.
|
Рыночные |
- снижение доли холдинга «РЖД» в высокорентабельных сегментах транспортного рынка;
- рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции;
- опережающее развитие альтернативных видов транспорта, в т. ч. за счет ускоренного внедрения инноваций;
- создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход территории России;
- риск несоответствия качества и ассортимента предоставляемых услуг новым требованиям клиентов;
- дефицит производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга «РЖД».
|
Финансовые |
- кредитные риски;
- валютные риски;
- процентные риски;
- ценовые риски в части сырьевых и энергетических активов;
- риски потери ликвидности;
- снижение позиций ОАО «РЖД» в рейтингах международных агентств;
- финансовые последствия имущественных рисков и рисков ответственности.
|
Риски трудовых ресурсов |
- усиление диспропорций в структуре трудовых ресурсов, представленных на рынке;
- ухудшение позиций ОАО «РЖД» на рынке труда;
- ухудшение качества трудовых ресурсов;
- уменьшение трудоспособного населения в отдаленных регионах вследствие развития урбанизации общества;
- риск снижения привлекательности профессий в сфере железнодорожного транспорта.
|
Регуляторные риски |
- сохранение жесткого государственного тарифного регулирования;
- ужесточение экологических требований;
- ужесточение законодательства (транспортного, налогового и др.);
- невыполнение плана действий по закреплению ответственности субъектов Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний.
|
Политические |
- влияние международных санкций на экономику страны и деятельность ОАО «РЖД»;
- ухудшение межгосударственных отношений;
- локальные военные действия.
|
Техногенные и природно-климатические |
- аварии на объектах, связанных с обеспечением работы холдинга «РЖД»;
- техногенные аварии на смежных видах транспорта (прежде всего, в акваториях морских портов и на основных автотрассах);
- пожары, стихийные бедствия в районах деятельности холдинга «РЖД».
|
Научно-технические и технологические |
- применение новых энергоносителей и энергосберегающих режимов на альтернативных видах транспорта;
- повышение грузоподъемности автомобилей и судов.
|
Категория рисков |
Риски |
Производственно-технологические |
- отставание развития инфраструктуры от увеличения грузо- и пассажиропотоков;
- сбои при организации логистических схем доставки грузов;
- нарушение плана формирования поездов и графика движения поездов;
- нарушение безопасности движения;
- снижение эффективности использования подвижного состава;
- несоответствие действующих технологических процессов организации перевозок требованиям к качеству транспортного продукта.
|
Технические и ресурсные |
- сохранение высокого уровня износа основных фондов;
- нарушение сроков и условий поставок материальных ресурсов;
- риск использования некачественной и неполной информации о потребителях услуг холдинга «РЖД».
|
Инвестиционные |
- неверное обоснование и ошибочный выбор новых инвестиционных объектов;
- снижение доходности и необеспечение плановой рентабельности инвестированных средств;
- отсутствие четких гарантий объемов перевозок от грузовладельцев при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов;
- риск неисполнения параметров реализуемых проектов (превышение бюджета, неисполнение сроков, недостижение целей проекта).
|
Риски структурных преобразований |
- угроза нарушения технологических процессов холдинга «РЖД» и, как следствие, значительные финансовые потери;
- угроза потери финансовой устойчивости и риск банкротства ДЗО;
- снижение рентабельности холдинга «РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО;
- снижение стоимости активов и капитализации холдинга «РЖД» в случае неэффективной работы ДЗО.
|
Кадровые |
- недостаточное соответствие профессионального уровня персонала потребностям холдинга «РЖД»;
- риск дальнейшего увеличения числа работников предпенсионного возраста;
- отток высококвалифицированных кадров вследствие недостаточной мотивации и снижения конкурентоспособности заработной платы работников холдинга «РЖД» по сравнению с другими отраслями;
- нарушение техники безопасности труда по вине персонала;
- риск неэффективного подбора, расстановки и управления кадрами;
- нарушения трудовой дисциплины;
- снижение корпоративной культуры сотрудников.
|
Управленческие |
- снижение управляемости структурами холдинга «РЖД»;
- принятие необоснованных управленческих решений;
- неисполнение принятых решений в установленные сроки;
- недостижение целевых экономических и производственных результатов деятельности холдинга «РЖД».
|