Пассажирские перевозки в дальнем следовании
По итогам 2014 года пассажирооборот в дальнем следовании по инфраструктуре ОАО «РЖД» сократился на 9 % и составил 96,3 млрд
Пассажирооборот в дальнем следовании в 2014 году по инфраструктуре ОАО «РЖД»
96,3
млрд
Перевозки пассажиров в дальнем следовании по инфраструктуре ОАО «РЖД» осуществляют следующие компании:
- Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» (АО «ФПК», ОАО «Пассажирская компания Сахалин» и ОАО «Кузбасс-пригород»). Доля в пассажирообороте – 97,0 %;
- Независимые перевозчики: ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис». Их удельный вес в пассажирообороте составляет 0,9 %;
- Дирекция скоростного сообщения. На ее долю в пассажирообороте приходится 2,1 %.
Изменения пассажирооборота стали следствием сокращения убыточных поездов и повышения регулируемых тарифов на перевозки в условиях уменьшения объемов государственных субсидий.
Снижение показателей было зафиксировано по всем сегментам дальних перевозок, за исключением скоростного сообщения, которое в пассажирообороте показало рост на 3,9 %, в отправке пассажиров – на 2,5 %.
Количество пассажиров дальнего сообщения, отправленных по инфраструктуре ОАО «РЖД», млн человек
Пассажирооборот в дальнем пассажирском сообщении по инфраструктуре ОАО «РЖД», млрд пасс.-км
Перевозчиком АО «ФПК» за год было отправлено 98,7 млрд пассажиров, что ниже уровня 2013 года на 9,1 %, в т. ч. в поездах собственного формирования – 91,3 млрд пассажиров (92,7 % к уровню 2013 года):
- в дерегулируемом сегменте – 28,5 млрд пассажиров (89,6 % к уровню 2013 года);
- в регулируемом – 62,8 млрд пассажиров (94,2 к уровню 2013 года).
Основными причинами снижения объемов пассажирооборота и перевозок АО «ФПК» в 2014 году являются:
-
в регулируемом сегменте:
- в условиях государственной поддержки авиационный транспорт наращивает объемы перевозок во внутригосударственном сообщении за счет субсидирования региональных перевозок, а также выделения дополнительного финансирования на развитие авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов.
-
в дерегулированном сегменте:
- в сообщении со странами СНГ и Балтии – резкое снижение пассажиропотока в/из Украины на фоне геополитической обстановки;
- рост тарифов в международном сообщении на 27 % к уровню прошлого года вследствие привязки стоимости перевозок к швейцарскому франку (прирост стоимости франка составил 24 %) и девальвации руб.
Направление | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|
СНГ, в т. ч. | 96 | 102 | 96 | 55 |
Украина | 95 | 101 | 100 | 38 |
Балтия | 95 | 99 | 106 | 79 |
Дальнее зарубежье | 118 | 107 | 108 | 79 |
ИТОГО | 97 | 102 | 96 | 56 |
С учетом указанных факторов, определивших снижение операционных показателей, доходы АО «ФПК» от основной деятельности по итогам работы в 2014 году составили 185,6 млрд руб. (со снижением к плану на 18,1 млрд. руб.). Доходы от пассажирских перевозок составили 164,2 млрд руб. По прочим продажам при плане в 21,5 млрд руб. недополучено доходов в размере 0,1 млрд руб., что на 0,7 % ниже утвержденного бюджетного задания.
Основной показатель, отражающий эффективность деятельности Компании, EBITDA составил 16,9 млрд руб. (план — 20,8 млрд руб.). Вместе с тем по итогам работы АО «ФПК» за 2014 год убыток составил 0,4 млрд руб., при плановой чистой прибыли 0,7 млрд руб.
Для обеспечения финансовой устойчивости деятельности Компании в 2014 году была разработана антикризисная программа, сформированы проекты по основным направлениям деятельности с эффектом в 14,6 млрд руб. По итогам года программа реализована на 15,3 млрд руб., что выше установленного плана на 4,3 %.