Значительные изменения произошли в системе управления и содержания тяги. С созданием Центров управления тяговыми ресурсами на Московской и Октябрьской дорогах завершен переход к сквозным технологиям организации работы локомотивного парка на сети. Организация тяжеловесного движения, наряду с повышением качества управления локомотивным парком на основе полигонных технологий позволило обеспечить перевозки меньшим количеством тягового подвижного состава (почти на 950 локомотивов по отношению к факту прошлого года).
Однако новые технологии управления парком локомотивов дадут существенные результаты в повышении эффективности использования тягового подвижного состава только при условии его надежной работы. В этой связи с 1 июля тяговый подвижной состав полностью передан на сервисное обслуживание.
В рамках стратегии развития ОАО «РЖД» и Концепции развития сервисного обслуживания локомотивов в апреле 2014 года были заключены договоры на полное сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД» с ООО «СТМ-Сервис» (на 4,5 тыс. единиц локомотивов) а также с ООО «ТМХ-Сервис» (на 14,5 тыс. единиц локомотивов)
В результате перехода на полное сервисное обслуживание общий уровень коэффициента технической готовности по сериям локомотивов превысил установленный договором коэффициент технической готовности на 5,8 %.
В целях повышения эффективности использования парка локомотивов в 2014 году была проведена следующая работа:
- полностью завершена унификация парка тепловозов серии 3ТЭ10 с дизелями Д49 на БАМе;
- оптимизирована работа тепловозов серии 2ТЭ25А «Витязь» на БАМе путем установления новой технологии вождения грузовых поездов массой 5 600 тонн на участке Таксимо–Тында;
- подтверждена возможность вождения грузовых поездов массой 9 000 тонн на лимитирующем участке Екатеринбург–Балезино трехсекционными электровозами серии 2ЭС10 «Гранит». Для организации регулярных перевозок на полигоне Кузбасс–Северо-Запад закуплены 3 таких электровоза с проходной бустерной секцией;
- организованы крупномасштабные тягово-энергетические испытания грузовых поездов массой 7 100 тонн из инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось;
- в четвертом квартале 2014 года на электрифицированный полигон БАМа поступили первые магистральные электровозы серии 2ЭС5 «Скиф» с асинхронным тяговым приводом. Предполагаемый полигон обращения данных электровозов – от Междуреченска до Таксимо, что позволит исключить работу подталкивающих локомотивов на всем протяжении данного полигона.
За 2014 год выполнение ремонта в условиях ремонтных локомотивных депо составило 100,1 % (при плане 4 769 секции фактически отремонтировано 4 770 секций), программы ремонта локомотивов с продлением срока службы – 100 % (при плане 243 секции фактически отремонтировано 243 секции).
Всего по итогам 2014 года на заводах ОАО «Желдорреммаш» и ОАО «Мичуринский ЛРЗ» при плане 2 956 секций локомотивов отремонтировано 2 953 секции, из них электровозов 1 960 секций, тепловозов – 993 секции.
Активно осуществляются инновационные проекты, в частности:
- «Система учета и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств безопасности»;
- «Электронный маршрут машиниста»;
- «Система информирования машиниста»;
- «Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта».
Результаты внедрения Единого сетевого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок
ОАО «РЖД» проводит последовательную работу по реализации положений Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП) в части, не требующей внесения изменения в нормативно-правовую базу при организации перевозочного процесса.
В настоящее время ЕСТП применяется при решении задач эффективного взаимодействия функциональных филиалов Компании, в т. ч. технического нормирования перевозочного процесса, технологии управления движением поездов, работой локомотивов и локомотивных бригад, информационного обеспечения производственной деятельности.
Проводимая работа позволила добиться положительной динамики основных показателей использования подвижного состава. По итогам 2014 года участковая скорость выросла на 0,9 км/ч или на 2,4 %, по сравнению с 2013 годом, и составила 37,7 км/час. Средний вес поезда, увеличившись на 0,5 % в основном за счет роста отправлений соединенных поездов, достиг 3 929 тонн. По сети железных дорог было отправлено 28,6 тыс. поездов повышенной длины, что выше уровня 2013 года на 28,9 %.
Использование технологических инструментов, определенных в ЕСТП, повысило уровень выполнения графика движения грузовых поездов, в т. ч. по отправлению – на 7,8 п. п., по проследованию – на 13,5 п. п.
Также ЕСТП применяется при реализации «Комплексной программы поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию». По состоянию на декабрь 2014 года в действующем графике движения поездов разработано 1 013 специализированных расписаний.