Анализ расходов по перевозочным видам деятельности
Расходы по перевозочным видам деятельности по итогам 2014 года составили 1 185,6 млрд руб., что выше уровня 2013 года на 1,7 %.
Показатели | Факт 2013 | Факт 2014 | Изменение факт 2014/ факт 2013 | |
---|---|---|---|---|
млрд руб. | % | |||
Расходы по перевозочным видам деятельности | 1 165,9 | 1 185,6 | 19,7 | 101,7 |
Расходы на оплату труда | 385,6 | 380,0 | –5,6 | 98,5 |
Отчисления на социальные нужды | 102,9 | 104,8 | 1,8 | 101,8 |
Материальные затраты | 381,7 | 393,0 | 11,2 | 102,9 |
Материалы | 77,7 | 55,0 | –22,7 | 70,8 |
Топливо | 81,3 | 84,3 | 3,0 | 103,7 |
в т. ч. на тягу поездов | 66,2 | 69,6 | 3,5 | 105,3 |
Электроэнергия | 111,9 | 121,6 | 9,6 | 108,6 |
в т. ч. на тягу поездов | 97,3 | 106,4 | 9,1 | 109,4 |
Прочие материальные затраты | 110,9 | 132,2 | 21,3 | 119,2 |
Амортизация | 180,9 | 188,3 | 7,4 | 104,1 |
Прочие расходы | 114,8 | 119,6 | 4,9 | 104,2 |
Расходы на оплату труда составили 380,0 млрд руб., что ниже уровня 2013 года на 1,5 %, или на 5,6 млрд руб. Изменение расходов обусловлено следующими факторами:
- ростом расходов, зависящих от объемов перевозок (+5,2 млрд руб.);
- ростом расходов в связи с проведением частичной индексации заработной платы в соответствии с локальным нормативным актом Компании, разработанным на основе п. 4.1.5. коллективного договора ОАО «РЖД» на
2014–2016 годы (индексация заработной платы в среднем за 2014 год составила 3,8 % при инфляции – 7,8 %) (+10,1 млрд руб.); - переходом на полное сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД (–11,1 млрд руб.);
- снижением сумм отчислений в НПФ «Благосостояние» (–4,0 млрд руб.);
- снижением расходов за счет оптимизационных мероприятий, таких как снижение объемов капитального ремонта пути, высвобождение численности, а также применение режимов неполного рабочего времени (-5,8 млрд руб.)
Вместе с тем, «отложенные» расходы, в связи с переносом индексации на более поздний срок, составили 15,4 млрд руб.
Отчисления на социальные нужды составили 104,8 млрд руб., что выше уровня 2013 года на 1,8 %, или 1,8 млрд руб. Изменение расходов обусловлено следующими факторами:
- увеличением с 1 января 2014 года размеров дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для отдельных категорий работников (+3,6 млрд руб.);
- снижением расходов за счет оптимизационных мероприятий, передачи локомотивов на полное сервисное обслуживание и др. (-1,8 млрд руб.)
Затраты на топливо составили 84,3 млрд руб., что выше уровня 2013 года на 3,7 %, или 3,0 млрд руб., в т. ч.:
- Затраты на топливо на тягу поездов возросли на 5,3 % (+3,5 млрд руб.), изменение расходов за счет:
- роста объемов перевозок — тоннокилометровой работы брутто в теплотяге на 0,6 %, (+0,4 млрд руб.);
- роста цены на дизельное топливо с учетом роста акцизов на дизельное топливо в соответствии с Федеральным законом №
306-ФЗ от 27 ноября 2010 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (+4,7 млрд руб.); - реализации оптимизационных мер, направленных на снижение потребления топлива за счет снижения удельных норм расхода топлива на тягу поездов в теплотяге на 2,2 % (—1,6 млрд руб.)
- Затраты на прочие производственные нужды снижены на 3,4 % (—0,5 млрд руб.), изменение расходов за счет:
- роста цены на дизельное топливо с учетом роста акцизов на дизельное топливо в соответствии с Федеральным законом №
306-ФЗ от 27 ноября 2010 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (+ 1,1 млрд руб.); - сокращения потребления топлива в рамках оптимизационных мероприятий, передачей локомотивов на полное сервисное обслуживание (—1,6 млрд руб.)
- роста цены на дизельное топливо с учетом роста акцизов на дизельное топливо в соответствии с Федеральным законом №
Факторный анализ изменения расходов в 2014 году к уровню 2013 года на 19,7 млрд руб.
Затраты на электроэнергию составили 121,6 млрд руб., что выше уровня 2013 года на 8,6 %, или 9,6 млрд руб., в т. ч.:
- Затраты на электроэнергию на тягу поездов возросли на 9,4 % (+9,1 млрд руб.), изменение расходов за счет:
- роста объемов перевозок — тоннокилометровой работы брутто в электротяге на 4,1 %, (+4,0 млрд руб.);
- роста среднего уровня тарифов на электроэнергию на тягу поездов на 7,0 % (+6,9 млрд руб.);
- реализации оптимизационных мер, направленных на снижение потребления электроэнергии за счет снижения удельных норм на тягу поездов в электротяге на 1,5 % (—1,8 млрд руб.)
- Затраты на прочие нужды возросли на 3,4 % (+0,5 млрд руб.), изменение расходов за счет:
- роста среднего уровня тарифов на электроэнергию на 7,5 % (+1,4 млрд руб.);
- сокращения потребления электро- энергии в рамках оптимизационных мероприятий, передачи локомотивов на полное сервисное обслуживание (—0,9 млрд руб.).
Остальные материальные затраты (материалы и прочие материальные затраты) составили 187,1 млрд руб., что ниже уровня 2013 года на 0,7 %, или на 1,4 млрд руб. Изменение расходов обусловлено следующими факторами:
- ростом расходов, зависящих от роста объемов перевозок (+3,7млрд руб.);
- ростом расходов за счет роста цен на потребляемую продукцию (+11,9 млрд руб.)
- вместе с тем проводимая работа по ограничению роста цен на потребляемую продукцию позволила получить положительный экономический эффект (–7,0 млрд руб.);
- ростом расходов в связи с переходом на полное сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД» (за счет перераспределения других элементов затрат) (+16,3 млрд руб.);
- сокращением программы капитального ремонта объектов инфраструктуры (–26,3 млрд руб.) (с учетом других элементов затрат сокращение расходов составило 32,7 млрд руб.).
Амортизация составила 188,3 млрд руб., что выше уровня 2013 года на 4,1 % (+7,4 млрд руб.).
Изменение затрат обусловлено как вводом в действие новых объектов основных фондов в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД», так и выбытием ряда объектов и проводимой работой по консервации основных фондов, не задействованных в перево- зочном процессе.
Прочие расходы составили 119,6 млрд руб., что выше уровня 2013 года на 4,2 %, или 4,9 млрд руб. Основными факторами, оказавшими влияние на величину изменения прочих расходов, стали:
- рост расходов, зависящих от объемов перевозок (+1,9 млрд руб.);
- рост расходов на налог на имущество (+4,4 млрд руб.), (в т. ч. 3,4 млрд руб. в связи с изменением законодательства по отмене льгот в отношении железнодорожной инфраструктуры);
- рост расходов на финансирование программы лизинга современной путевой техники, предназначенной для широкого комплекса работ по ремонту пути с целью обеспечения эффективного функционирования железнодорожной инфраструктуры (+7,2 млрд руб.);
- рост затрат на содержание и обеспечение безопасности перевозок при подготовке к олимпийским играм в Сочи (расходы на содержание досмотровых зон и оборудования на объектах транспортной инфраструктуры, железнодорожных вокзалах) (+1,5 млрд руб.);
- снижение расходов на 10,1 млрд руб., в т. ч. за счет вывода из аренды привлеченных вагонов, передачи локомотивов на полное сервисное обслуживание, сокращения программы капитального ремонта, проведения работы по ограничению роста цен на потребляемую продукцию, а также сокращения административно-управленческих расходов (общехозяйственные договоры, командировочные расходы, расходы на услуги связи и коммуникационную и выставочную деятельность и другие).
По итогам 2014 года себестоимость железнодорожных перевозок составила 384,5 коп/10 прив. т∙км, что на 2,7 % ниже уровня 2013 года при среднегодовой инфляции в стране 7,8 %.
Капитальный ремонт основных средств. Всего в 2014 году за счет эксплуатационных расходов на выполнение работ по капитальному ремонту основных фондов ОАО «РЖД» было израсходовано почти 51,5 млрд руб. В указанную сумму входят выделенная ОАО «РЖД» субсидия из федерального бюджета на капитальный ремонт объектов инфраструктуры в размере 26,0 млрд руб.