Основные достижения ОАО «РЖД»

Статус реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года

20 декабря 2013 года советом директоров ОАО «РЖД» утверждена Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, определяющая цели и задачи холдинга «РЖД», его ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития.

В целях реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (далее – Стратегия Холдинга) утвержден План мероприятий по реализации Стратегии Холдинга.

По решению Правительства Российской Федерации подготовлена долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года (далее – ДПР) как первый этап реализации Стратегии Холдинга, которая одобрена советом директоров ОАО «РЖД» 1 декабря 2014 года.

ДПР является первым этапом реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, в этой связи основные цели и задачи ДПР полностью синхронизированы со Стратегией Холдинга.

Ключевые результаты по бизнес-блокам

Транспортно-логистический бизнес-блок
Бизнес-блок «Пассажирские перевозки»
  • Пассажирооборот в 2014 году составил 128,8 млрд пасс.-км. Снижение на 7,0 % по сравнению с 2013 годом.
  • Отправлено пассажиров 1 070,3 млн человек. Снижение на 0,9 % по сравнению с 2013 годом.
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года № 857-р утверждена «Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом», в которой определены ключевые принципы организации, регулирования и финансирования деятельности пригородного комплекса, позволяющие обеспечить потребность населения в качественном пригородном общении и создать условия для устойчивого развития данного сегмента железнодорожного транспорта.
  • Начата эксплуатация двух сдвоенных поездов «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург.
  • Введены в эксплуатацию поезда «Ласточка» на направлениях Санкт-Петербург – Бологое – Великий Новгород, Москва – Нижний Новгород, Москва – Курск, Москва – Смоленск, Адлер – Краснодар, Петрозаводск – Санкт-Петербург.
  • Проведены опытные поездки состава «Тальго» с электровозом ЭП20 по маршруту Москва – Нижний Новгород.
  • Организована услуга «вагон-гараж» на маршруте Санкт-Петербург – Астрахань.
  • В ходе проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи электропоездами «Ласточка» перевезено 4 ,764 млн пассажиров.
  • В рамках урегулирования задолженности Федерального агентства железнодорожного транспорта по оплате услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пригородных пассажирских перевозках в 2011–2014 годах впервые заключено соответствующее долгосрочное соглашение о погашении задолженности в течение 10 лет.
Бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура»
  • Начата реализация крупнейшего инвестиционного проекта государственной значимости по модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.
  • Завершена сертификация инновационных магистральных грузовых электровозов нового поколения с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 «Скиф» и 2ЭС7, получен сертификат на самый мощный в мире грузовой электровоз 4ЭС5К.
  • В соответствии с правительственными решениями о целесообразности развития Московского авиационного узла подготовлен бизнес-план проекта и проведен его технологический и ценовой аудит.
  • В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» подготовило комплексные обоснования инвестиционных проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», в т. ч. провело независимый технологический и ценовой аудит данных инвестиционных проектов.
  • Проведено внедрение положений Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП), что позволило добиться положительной динамики основных показателей использования подвижного состава.
  • Обеспечено на постоянной основе движение поездов весом 8 000 и 9 000 тонн на направлениях Кузбасс – порты Северо-Запада, Кузбасс – Центр.

В 2014 году:

  • закуплено 660 локомотивов;
  • впервые в истории закуплен новый магистральный электровоз серии 4ЭС5К, изготовленный на ООО «ПК "НЭВЗ"» для обеспечения тяжеловесного движения на линиях переменного тока;
  • оздоровлено 6,3 тыс. км пути, в полном объеме были выполнены работы по капитальному ремонту пути, введено в эксплуатацию 15,6 км дополнительных главных путей, реконструировано 1 642 погонных метра малых и средних искусственных сооружений. На 128 участках Восточного полигона проведена реконструкция (модернизация) 978,6 км железнодорожного пути.
Бизнес-блок «Международный инжиниринг и транспортное строительство»
  • 25 марта 2014 года стартовали работы по строительству и электрификации второго железнодорожного пути от Панчевского моста (г. Белград) до станции Панчево Главна (г. Панчево) на территории Республики Сербии. В полном объеме поставлены материалы и путевая техника для выполнения строительно-монтажных работ. Фактически полученная выручка холдинга «РЖД» по данному контракту в 2014 году составила 1,7 млрд руб.
  • 18 июля 2014 года сдан в эксплуатацию новый перегрузочный терминал в порту Раджин (КНДР) и запущены транзитные перевозки грузов через территорию КНДР с перевалкой в порту Раджин.
  • Представителями ОАО «РЖД» совместно с Вьетнамскими железными дорогами и вьетнамской компанией «Ан Вьен» завершена разработка Концепции строительства железнодорожной линии на юге Вьетнама, которая представлена на рассмотрение вьетнамскому правительству.
  • Продолжена проработка участия холдинга «РЖД» в реализации инфраструктурного проекта на территории Индонезии.
  • Прорабатываются вопросы участия холдинга «РЖД» в комплексном развитии железнодорожной отрасли в Эквадоре и в строительных тендерах в Бразилии.
Социальный блок
  • В 2014 году Компания сохранила статус социально ответственного работодателя и обеспечила социальную стабильность в трудовых коллективах.
  • Обеспечено экономически обоснованное соотношение между динамикой роста производительности труда и увеличением заработной платы в Компании. Среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых во всех видах деятельности, за 2014 год возросла на 5,6 % и составила 41 126 руб. (2013 год – 38 935 руб.). Индексация заработной платы в среднем за 2014 год составила 3,8 %. Рост производительности труда на перевозочных видах деятельности составил 10,6 %.
  • В Компании сформирована уникальная система непрерывного образования для всех категорий и уровней персонала. В 2014 году подготовлено более 52 тыс. рабочих ведущих профессий, более 26 тыс. человек повысили разряд, 14,6 тыс. человек обучены второй профессии, более 153 тыс. человек повысили квалификацию на различных курсах в учебных центрах и на производстве.
  • В 2014 году введены в эксплуатацию после окончания строительства: комплекс зданий и сооружений Тындинского подразделения Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций; учебный корпус Кулундинского подразделения Западно-Сибирского учебного центра; здание Северо-Западного центра корпоративного образования в Санкт-Петербурге.
  • В 2014 году обязательства по Коллективному договору ОАО «РЖД» выполнены в полном объеме.
  • В 2014 году показатель общего травматизма снижен к уровню предыдущего года на 19 %, смертельного травматизма – на 12 %.
  • Расходы на безопасность труда (мероприятия по улучшению условий и охраны труда) увеличились на 300 млн по сравнению с 2013 годом и составили 16 604 млн руб.
  • В 2014 году в рамках инвестиционных проектов ОАО «РЖД» на природоохранную деятельность было затрачено 2 543 млн руб. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 5 тыс. тонн, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты – на 1,3 млн м3.

Инвестиционное развитие

Инвестиционная деятельность Компании в 2014 году осуществлялась в рамках инвестиционной программы на 2014–2016 годы, утвержденной на заседании совета директоров ОАО «РЖД» в ноябре.

Одной из главных задач 2014 года в рамках исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» являлась реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в т. ч.:

Кроме того, за счет средств инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2014 году:

1 декабря 2014 года на заседании совета директоров ОАО "РЖД" утверждена инвестиционная программа Компании на 2015–2017 годы, которая определяет основные параметры инвестиционной деятельности Компании на 2015 год.

Результаты внедрения инноваций

В 2014 году совет директоров ОАО «РЖД» утвердил актуализированную Программу инновационного развития на период до 2015 года и отчет о ее реализации в 2013 году. Цель Программы согласуется со стратегией развития Компании и заключается в повышении эффективности деятельности при постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок.

В рамках реализации программы инновационного развития ОАО «РЖД» достигнуты следующие результаты:

Обеспечение безопасности движения