- Общий грузооборот в 2014 году составил 2 954,5 млрд т∙км. Рост на 5 % по сравнению с 2013 годом.
- Погрузка в 2014 году составила 1 226,9 млн тонн. Снижение на 0,8 % по сравнению с 2013 годом.
- Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, составила 87,1%. Рост на 9,6 п. п. по сравнению с 2013 годом.
- В ходе интеграции французской логистической компании GEFCO завершилось строительство терминала по обработке колесной техники на территории грузового двора станции Доскино.
- В рамках реализации проектов по организации движения грузовых поездов по расписанию в 2014 году было перевезено 14,5 тыс. грузовых поездов. Рост на 64,8 % по отношению к 2013 году (8,8 тыс. поездов в 2013 году).
- В рамках реализации проекта «Транссиб за 7 суток» в декабре 2014 года груз из Приморья в Москву был доставлен контейнерным поездом менее чем за семь суток с маршрутной скоростью 1 350 км/сут.
- В рамках развития электронного документооборота организованы перевозки грузов из России в Финляндию по безбумажной технологии с использованием электронных перевозочных документов.
- Завершено создание интермодального логистического оператора АО «ОТЛК», действующего на евразийском пространстве.
Основные достижения ОАО «РЖД»
Статус реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года
20 декабря 2013 года советом директоров ОАО «РЖД» утверждена Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, определяющая цели и задачи холдинга «РЖД», его ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития.
В целях реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (далее – Стратегия Холдинга) утвержден План мероприятий по реализации Стратегии Холдинга.
По решению Правительства Российской Федерации подготовлена долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года (далее – ДПР) как первый этап реализации Стратегии Холдинга, которая одобрена советом директоров ОАО «РЖД» 1 декабря 2014 года.
ДПР является первым этапом реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, в этой связи основные цели и задачи ДПР полностью синхронизированы со Стратегией Холдинга.
Ключевые результаты по бизнес-блокам
- Пассажирооборот в 2014 году составил 128,8 млрд
пасс.-км. Снижение на 7,0 % по сравнению с 2013 годом. - Отправлено пассажиров 1 070,3 млн человек. Снижение на 0,9 % по сравнению с 2013 годом.
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года № 857-р утверждена «Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом», в которой определены ключевые принципы организации, регулирования и финансирования деятельности пригородного комплекса, позволяющие обеспечить потребность населения в качественном пригородном общении и создать условия для устойчивого развития данного сегмента железнодорожного транспорта.
- Начата эксплуатация двух сдвоенных поездов «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург.
- Введены в эксплуатацию поезда «Ласточка» на направлениях Санкт-Петербург – Бологое – Великий Новгород, Москва – Нижний Новгород, Москва – Курск, Москва – Смоленск, Адлер – Краснодар, Петрозаводск – Санкт-Петербург.
- Проведены опытные поездки состава «Тальго» с электровозом ЭП20 по маршруту Москва – Нижний Новгород.
- Организована услуга «вагон-гараж» на маршруте Санкт-Петербург – Астрахань.
- В ходе проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи электропоездами «Ласточка» перевезено 4 ,764 млн пассажиров.
- В рамках урегулирования задолженности Федерального агентства железнодорожного транспорта по оплате услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пригородных пассажирских перевозках в
2011–2014 годах впервые заключено соответствующее долгосрочное соглашение о погашении задолженности в течение 10 лет.
- Начата реализация крупнейшего инвестиционного проекта государственной значимости по модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.
- Завершена сертификация инновационных магистральных грузовых электровозов нового поколения с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 «Скиф» и 2ЭС7, получен сертификат на самый мощный в мире грузовой электровоз 4ЭС5К.
- В соответствии с правительственными решениями о целесообразности развития Московского авиационного узла подготовлен бизнес-план проекта и проведен его технологический и ценовой аудит.
- В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» подготовило комплексные обоснования инвестиционных проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», в т. ч. провело независимый технологический и ценовой аудит данных инвестиционных проектов.
- Проведено внедрение положений Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП), что позволило добиться положительной динамики основных показателей использования подвижного состава.
- Обеспечено на постоянной основе движение поездов весом 8 000 и 9 000 тонн на направлениях Кузбасс – порты Северо-Запада, Кузбасс – Центр.
В 2014 году:
- закуплено 660 локомотивов;
- впервые в истории закуплен новый магистральный электровоз серии 4ЭС5К, изготовленный на ООО «ПК "НЭВЗ"» для обеспечения тяжеловесного движения на линиях переменного тока;
- оздоровлено 6,3 тыс. км пути, в полном объеме были выполнены работы по капитальному ремонту пути, введено в эксплуатацию 15,6 км дополнительных главных путей, реконструировано 1 642 погонных метра малых и средних искусственных сооружений. На 128 участках Восточного полигона проведена реконструкция (модернизация) 978,6 км железнодорожного пути.
- 25 марта 2014 года стартовали работы по строительству и электрификации второго железнодорожного пути от Панчевского моста (г. Белград) до станции Панчево Главна (г. Панчево) на территории Республики Сербии. В полном объеме поставлены материалы и путевая техника для выполнения строительно-монтажных работ. Фактически полученная выручка холдинга «РЖД» по данному контракту в 2014 году составила 1,7 млрд руб.
- 18 июля 2014 года сдан в эксплуатацию новый перегрузочный терминал в порту Раджин (КНДР) и запущены транзитные перевозки грузов через территорию КНДР с перевалкой в порту Раджин.
- Представителями ОАО «РЖД» совместно с Вьетнамскими железными дорогами и вьетнамской компанией «Ан Вьен» завершена разработка Концепции строительства железнодорожной линии на юге Вьетнама, которая представлена на рассмотрение вьетнамскому правительству.
- Продолжена проработка участия холдинга «РЖД» в реализации инфраструктурного проекта на территории Индонезии.
- Прорабатываются вопросы участия холдинга «РЖД» в комплексном развитии железнодорожной отрасли в Эквадоре и в строительных тендерах в Бразилии.
- В 2014 году Компания сохранила статус социально ответственного работодателя и обеспечила социальную стабильность в трудовых коллективах.
- Обеспечено экономически обоснованное соотношение между динамикой роста производительности труда и увеличением заработной платы в Компании. Среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых во всех видах деятельности, за 2014 год возросла на 5,6 % и составила 41 126 руб. (2013 год – 38 935 руб.). Индексация заработной платы в среднем за 2014 год составила 3,8 %. Рост производительности труда на перевозочных видах деятельности составил 10,6 %.
- В Компании сформирована уникальная система непрерывного образования для всех категорий и уровней персонала. В 2014 году подготовлено более 52 тыс. рабочих ведущих профессий, более 26 тыс. человек повысили разряд, 14,6 тыс. человек обучены второй профессии, более 153 тыс. человек повысили квалификацию на различных курсах в учебных центрах и на производстве.
- В 2014 году введены в эксплуатацию после окончания строительства: комплекс зданий и сооружений Тындинского подразделения Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций; учебный корпус Кулундинского подразделения Западно-Сибирского учебного центра; здание Северо-Западного центра корпоративного образования в Санкт-Петербурге.
- В 2014 году обязательства по Коллективному договору ОАО «РЖД» выполнены в полном объеме.
- В 2014 году показатель общего травматизма снижен к уровню предыдущего года на 19 %, смертельного травматизма – на 12 %.
- Расходы на безопасность труда (мероприятия по улучшению условий и охраны труда) увеличились на 300 млн по сравнению с 2013 годом и составили 16 604 млн руб.
- В 2014 году в рамках инвестиционных проектов ОАО «РЖД» на природоохранную деятельность было затрачено 2 543 млн руб. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 5 тыс. тонн, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты – на 1,3 млн м3.
Инвестиционное развитие
Инвестиционная деятельность Компании в 2014 году осуществлялась в рамках инвестиционной программы на
Одной из главных задач 2014 года в рамках исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» являлась реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в т. ч.:
- модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей;
- комплексная реконструкции участка Междуреченск – Тайшет;
- реконструкция участка М. Горький – Котельниково – Тихорецкая –Крымская с обходом Краснодарского узла;
- развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла.
Кроме того, за счет средств инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2014 году:
- обеспечена реализация мероприятий по развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада, Юга, а также Дальнего Востока России;
- приобретено 660 локомотивов;
- выполнена реконструкция 3 950,8 км железнодорожного пути;
- выполнены мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности перевозочного процесса.
1 декабря 2014 года на заседании совета директоров ОАО "РЖД" утверждена инвестиционная программа Компании на
Результаты внедрения инноваций
В 2014 году совет директоров ОАО «РЖД» утвердил актуализированную Программу инновационного развития на период до 2015 года и отчет о ее реализации в 2013 году. Цель Программы согласуется со стратегией развития Компании и заключается в повышении эффективности деятельности при постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок.
В рамках реализации программы инновационного развития ОАО «РЖД» достигнуты следующие результаты:
- В рамках программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» на 2013–2015 годы энергоэффективность основной деятельности Компании увеличена с 130,5 до 132,8 приведенных т∙км нетто/кг условного топлива, или на 1,7 %.
- Внедрена и действует система мониторинга выполнения мероприятий энергосбережения во всех 2 345 структурных подразделениях Компании.
- Экономический эффект от реализации проектов ресурсосбережения, энергоэффективности, внедрения инновационной продукции, совершенствования технологий составил 11 млрд руб.
- Патентный портфель холдинга «РЖД» увеличен на 9 %.
- Организовано производство российского электропоезда «Ласточка» серии ЭС2Г в ООО «Уральские локомотивы». При производстве первой «Ласточки» достигнут уровень локализации в 62 % при контрактном показателе не менее 55 %. В кооперационных связях при производстве электропоездов участвует более 150 российских компаний.
- В 2014 году целевые параметры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, установленные итоговым решением правления, выполнены в полном объеме. В 2014 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снижены на 5 тыс. тонн, или на 6 %, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сокращены на 1,3 млн м3, или на 10,6 %, доля вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот увеличена на 1 %. Более чем на 1 млн тонн, или на 3 %, снижены выбросы парниковых газов в CO2-эквиваленте.
- В 2014 году в экологические проекты инвестировано 2 543 млн руб.
- Количество структурных подразделений, участвующих в Программе проектов «Бережливое производство», увеличено на 64,3 %. На полигонах дорог реализуются межфункциональные проекты в границах станций и узлов, предусматривающие совершенствование технологий операционной деятельности подразделений смежных хозяйств. С начала года экономический эффект от реализации Программы составил 1,040 млрд руб.
- ОАО «РЖД» получило премию Правительства Российской Федерации в области качества, что явилось важной оценкой проводимых в Компании на протяжении нескольких лет работ по двум главным направлениям: управление качеством внутренних процессов и взаимодействие с поставщиками.
Обеспечение безопасности движения
- Число транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации на сети железных дорог, продолжает снижаться – в 2014 году по ответственности холдинга «РЖД» оно снижено на 31 % по сравнению с 2013 годом, по ОАО «РЖД» – на 43 %.
- В 2014 году впервые фактическое значение показателя уровня аварийности, установленного Правительством Российской Федерации в Стратегии развития железнодорожного транспорта на уровне 2,0, снизился и составил 1,47 событий на млн поездо-км. По холдингу «РЖД» целевой показатель безопасности движения составил 2,369 события на 1 млн поездо-км при плане 2,829 события на 1 млн поездо-км.
- В 2014 году затраты на реализацию Программы безопасности движения составили более 2,8 млрд руб.