Обзор и основные тенденции российской транспортной отрасли

Основные тенденции и изменения в мировой и российской экономиках

В 2014 году ситуация в мировой экономике в целом незначительно улучшилась. Рост глобального ВВП прекратил замедление впервые с 2011 года и составил, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), 3,3 %, такой же показатель был и в 2013 году. В то же время темпы роста мировой торговли товарами и услугами замедлились до 3,1 % по сравнению с 3,4 % в 2013 году.

Прирост мирового ВВП в 2014 году 3,3 % По оценке МВФ, представленной в январе 2015 года
Прирост ВВП России в 2014 году 0,6 % В 2013 году прирост ВВП составлял 1,3 %
Фактический уровень потребительской инфляции в 2014 году (декабрь к декабрю) 11,4 % Прогнозный уровень инфляции в 2014 году составлял 4,8 % по оценке Минэкономразвития России, представленной в декабре 2013 года.

Темпы роста ВВП мира в целом, в развитых и развивающихся стран в 2010–2014 годах (по данным МВФ), % к предыдущему году

Темпы роста ВВП мира в целом, в развитых и развивающихся стран в  2010–2014 годах (по данным МВФ),  % к предыдущему году

Вместе с тем мировое экономическое развитие в 2014 году характеризовалось неравномерностью. В основных экономических центрах мира наблюдались разнонаправленные тенденции. Основное позитивное влияние на глобальный экономический рост оказывали развитые страны: стабильная экономическая ситуация наблюдалась в США, в еврозоне ВВП вырос впервые после спада в 2012–2013 годах, во многих же ведущих развивающихся странах, в т. ч. и в Китае, экономическая динамика замедлялась.

Ограничительное воздействие на мировую экономику в 2014 году оказывало обострение геополитической ситуации в регионах мира и внутренние экономические проблемы отдельных стран.

В России в 2014 году экономическая ситуация существенно ухудшилась. Темп роста ВВП снизился с 1,3 % в 2013 году до 0,6 % в 2014 году. Негативная динамика была отмечена по важнейшим макроэкономическим показателям, характеризующим интенсивность внутреннего спроса: инвестиции в основной капитал за год снизились на 2,7%, а темпы роста розничной торговли составили 2,5 % против 3,9 % в 2013 году. Внешний спрос также уменьшился: объем экспорта сократился на 5,1%.

На экономическую конъюнктуру в 2014 году влиял целый ряд негативных факторов. В частности, существенно возросла инфляция – до 11,4 % (декабрь к декабрю) с 6,5 % в 2013 году, что было связано с эффектами от антироссийских и ответных санкций и ослаблением курса рубля.

Кроме того, в 2014 году возросла нестабильность финансовых рынков, снизились показатели работы банковской системы, ужесточилась кредитно-денежная политика Банка России, усилился отток капитала, сократились международные резервы страны, существенно ухудшились условия экономических и финансовых отношений России с внешним миром, снизились цены на товары российского экспорта.

Прирост макроэкономических показателей России в 2013–2014 годах, % к предыдущему году

Прирост макроэкономических показателей России в  2013–2014 годах,	 % к предыдущему году
Увеличить Скачать XLS Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Обзор транспортной отрасли России

Грузооборот транспорта в Российской Федерации в 2014 году
5 077 млрд т∙км Снижение на 0,1 % по отношению к 2013 году
Доля РЖД в общем объеме грузооборота транспортной системы России в 2014 году (с учетом трубопроводного транспорта) 45,3 % Рост на 2,1 п. п. по отношению к 2013 году
Пассажирооборот транспорта общего пользования в Российской Федерации в 2014 году 487,6 млрд пасс.-км Рост на 0,9 % по отношению к 2013 году
Пассажирооборот железнодорожного транспорта в Российской Федерации по инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 128,8 млрд пасс.-км
Доля РЖД в общем пассажирообороте в Российской Федерации в 2014 году 26,4 %
Груженый грузооборот железнодорожного транспорта в Российской Федерации по инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 2298,6 млрд т∙км Рост на 4,7 % по отношению к 2013 году

В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот транспорта в России снизился относительно 2013 года на 0,1 % и составил 5 077 млрд т∙км. При этом положительная динамика была отмечена лишь по железнодорожному и воздушному транспорту (рост на 4,7 % и 2,8% соответственно).

В результате данных изменений доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы России увеличилась до 45,3 % (на 2,1 п. п. выше уровня 2013 года). Без учета трубопроводного транспорта этот показатель равен 86,6%.

В целом по итогам года груженый грузооборот железнодорожного транспорта составил 2298,6 млрд т∙км (без учета пробега собственных вагонов ОАО «РЖД» в порожнем состоянии).

Грузооборот по видам транспорта
2013 2014 Доля в общем грузообороте, %
млрд т∙км млрд т∙км в % к 2013 2013 2014
Грузооборот транспорта 5 084,3 5 077,0 –0,1 100,0 100,0
железнодорожногоГруженый грузооборот железнодорожного транспорта. 2 196,2 2 298,6 4,7 43,2 45,3
автомобильного 250,2 246,7 –1,4 4,9 4,9
морского 39,5 31,5 –20,2 0,8 0,6
внутреннего водного 80,1 72,2 –9,9 1,6 1,4
воздушного (транспортная авиация) 5,1 5,2 2,8 0,1 0,1
трубопроводного 2 513,3 2 422,8 –3,6 49,4 47,7
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 85,4 86,6

Структура грузооборота по видам транспорта, %

Структура грузооборота по видам транспорта,  %
Увеличить Скачать XLS ** Доля железнодорожного транспорта в общей структуре грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, вырос на 0,9 % по сравнению с 2013 годом и составил 487,6 млрд пасс.-км. Прирост был полностью обеспечен за счет увеличения пассажиропотока на воздушном транспорте, которое по итогам года составило 7,2 %.

Прогнозируемый рост пассажирооборота во внутригосударственном сообщении воздушного транспорта обусловлен реализацией государством целого пакета мер по поддержке авиаперевозок: от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования региональных и дальнемагистральных маршрутов авиаперевозок.

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2014 году сократился на 7,0 % до 128,8 млрд пасс.-км, автомобильного – на 1,6 % до 117,4 млрд пасс.-км.

В общей структуре пассажирооборота удельный вес воздушного транспорта продолжает расти. За 2014 год он увеличился на 2,9 п. п. до 49,5 % при одновременном снижении долей железнодорожного (на 2,3 п. п.) и автомобильного (на 0,6 п. п.) транспорта.

Пассажирооборот транспорта общего пользования
2013 2014 Доля в общем пассажирообороте, %
млрд пасс.-км в % к 2013 Незначительные расхождения в результатах расчета процентов объясняются округлением исходных данных. 2013 2014
Пассажирооборот транспорта общего пользования 483,0 487,6 0,9 100,0 100,0
железнодорожного По данным ОАО «РЖД». 138,5 128,8 –7,0 28,7 26,4
автомобильного (автобусы) 119,3 117,4 –1,6 24,7 24,1
воздушного (транспортная авиация) По данным Росавиации. 225,2 241,4 7,2 46,6 49,5

Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования, % Без учета городского и водных видов транспорта.

Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования,  %