Обзор и основные тенденции российской транспортной отрасли
Основные тенденции и изменения в мировой и российской экономиках
В 2014 году ситуация в мировой экономике в целом незначительно улучшилась. Рост глобального ВВП прекратил замедление впервые с 2011 года и составил, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), 3,3 %, такой же показатель был и в 2013 году. В то же время темпы роста мировой торговли товарами и услугами замедлились до 3,1 % по сравнению с 3,4 % в 2013 году.
Темпы роста ВВП мира в целом, в развитых и развивающихся стран в 2010–2014 годах (по данным МВФ), % к предыдущему году
Вместе с тем мировое экономическое развитие в 2014 году характеризовалось неравномерностью. В основных экономических центрах мира наблюдались разнонаправленные тенденции. Основное позитивное влияние на глобальный экономический рост оказывали развитые страны: стабильная экономическая ситуация наблюдалась в США, в еврозоне ВВП вырос впервые после спада в
Ограничительное воздействие на мировую экономику в 2014 году оказывало обострение геополитической ситуации в регионах мира и внутренние экономические проблемы отдельных стран.
В России в 2014 году экономическая ситуация существенно ухудшилась. Темп роста ВВП снизился с 1,3 % в 2013 году до 0,6 % в 2014 году. Негативная динамика была отмечена по важнейшим макроэкономическим показателям, характеризующим интенсивность внутреннего спроса: инвестиции в основной капитал за год снизились на 2,7%, а темпы роста розничной торговли составили 2,5 % против 3,9 % в 2013 году. Внешний спрос также уменьшился: объем экспорта сократился на 5,1%.
На экономическую конъюнктуру в 2014 году влиял целый ряд негативных факторов. В частности, существенно возросла инфляция – до 11,4 % (декабрь к декабрю) с 6,5 % в 2013 году, что было связано с эффектами от антироссийских и ответных санкций и ослаблением курса рубля.
Кроме того, в 2014 году возросла нестабильность финансовых рынков, снизились показатели работы банковской системы, ужесточилась кредитно-денежная политика Банка России, усилился отток капитала, сократились международные резервы страны, существенно ухудшились условия экономических и финансовых отношений России с внешним миром, снизились цены на товары российского экспорта.
Прирост макроэкономических показателей России в 2013–2014 годах, % к предыдущему году
Обзор транспортной отрасли России
5 077 млрд т∙км Снижение на 0,1 % по отношению к 2013 году
В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот транспорта в России снизился относительно 2013 года на 0,1 % и составил 5 077 млрд т∙км. При этом положительная динамика была отмечена лишь по железнодорожному и воздушному транспорту (рост на 4,7 % и 2,8% соответственно).
В результате данных изменений доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы России увеличилась до 45,3 % (на 2,1 п. п. выше уровня 2013 года). Без учета трубопроводного транспорта этот показатель равен 86,6%.
В целом по итогам года груженый грузооборот железнодорожного транспорта составил 2298,6 млрд т∙км (без учета пробега собственных вагонов ОАО «РЖД» в порожнем состоянии).
2013 | 2014 | Доля в общем грузообороте, % | |||
---|---|---|---|---|---|
млрд т∙км | млрд т∙км | в % к 2013 | 2013 | 2014 | |
Грузооборот транспорта | 5 084,3 | 5 077,0 | –0,1 | 100,0 | 100,0 |
железнодорожногоГруженый грузооборот железнодорожного транспорта. | 2 196,2 | 2 298,6 | 4,7 | 43,2 | 45,3 |
автомобильного | 250,2 | 246,7 | –1,4 | 4,9 | 4,9 |
морского | 39,5 | 31,5 | –20,2 | 0,8 | 0,6 |
внутреннего водного | 80,1 | 72,2 | –9,9 | 1,6 | 1,4 |
воздушного (транспортная авиация) | 5,1 | 5,2 | 2,8 | 0,1 | 0,1 |
трубопроводного | 2 513,3 | 2 422,8 | –3,6 | 49,4 | 47,7 |
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 85,4 | 86,6 |
Структура грузооборота по видам транспорта, %
Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, вырос на 0,9 % по сравнению с 2013 годом и составил 487,6 млрд
Прогнозируемый рост пассажирооборота во внутригосударственном сообщении воздушного транспорта обусловлен реализацией государством целого пакета мер по поддержке авиаперевозок: от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования региональных и дальнемагистральных маршрутов авиаперевозок.
Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2014 году сократился на 7,0 % до 128,8 млрд
В общей структуре пассажирооборота удельный вес воздушного транспорта продолжает расти. За 2014 год он увеличился на 2,9 п. п. до 49,5 % при одновременном снижении долей железнодорожного (на 2,3 п. п.) и автомобильного (на 0,6 п. п.) транспорта.
2013 | 2014 | Доля в общем пассажирообороте, % | |||
---|---|---|---|---|---|
млрд |
в % к 2013 Незначительные расхождения в результатах расчета процентов объясняются округлением исходных данных. | 2013 | 2014 | ||
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 483,0 | 487,6 | 0,9 | 100,0 | 100,0 |
железнодорожного По данным ОАО «РЖД». | 138,5 | 128,8 | –7,0 | 28,7 | 26,4 |
автомобильного (автобусы) | 119,3 | 117,4 | –1,6 | 24,7 | 24,1 |
воздушного (транспортная авиация) По данным Росавиации. | 225,2 | 241,4 | 7,2 | 46,6 | 49,5 |