Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли
Текущее положение ОАО «РЖД»
Грузовые перевозки
В результате реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте конкуренция в сфере оперирования грузовым подвижным составом в последние годы усиливается.
За период с 2003 по 2011 год доля ОАО «РЖД» (без учета дочерних и зависимых обществ) в объемах перевозок на российском рынке оперирования грузовыми вагонами сократилась с 71,3 % до 10,2%. После продажи в конце 2011 года акций ОАО «ПГК» и ЗАО «Русагротранс» доля Компании по итогам 2012 года снизилась до 5,4%, в 2013 году – до 4,6%, а в 2014 году – до 3,4%. Удельный вес дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в объемах перевозок в 2014 году составил 12,9%.
По объемам грузооборота доля ОАО «РЖД» на рынке оперирования грузовыми вагонами сократилась с 1,4 % в 2013 году до 1,2 % в 2014 году.
Таким образом начиная с 2012 года рынок оперирования грузовыми вагонами перестал быть рынком оператора с конкуренцией за вагоны среди грузоотправителей, а стал рынком клиента с ростом реальной конкуренции за грузы между операторами.
Пассажирские перевозки
По итогам 2014 году доля дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в структуре пассажирооборота в дальнем следовании снизилась на 0,3 п. п. и составила 96,9 %. Доля частных перевозчиков осталась на уровне 2013 года (0,9 %), а доля пассажирооборота, осуществляемого высокоскоростными поездами (Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД»), увеличилась на 0,3 п. п. до 2,2 %.
В пригородном сообщении на ОАО «РЖД» приходится всего лишь 0,1 % от общего пассажирооборота в пригородном сообщении, а на дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» – 99,7 %. Доля частных перевозчиков составляет 0,2 %. В течение последних нескольких лет данное соотношение долей на рынке пригородных пассажирских перевозок остается без изменений.