Проекты, связанные с обновлением и поддержанием железнодорожной инфраструктуры.
Компания финансирует за счет собственного денежного потока и амортизации.
В основу формирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» положена Генеральная схема развития железных дорог на период до 2020 года, грузовая база которой сформирована с учетом полученных заявок компаний-грузоотправителей.
Всего в 2014 году было размещено инфраструктурных облигаций на сумму 50 млрд руб.
При проведении расчетов грузовой базы учитывались имеющиеся прогнозы и целевые ориентиры, содержащиеся в правительственных и региональных стратегически ориентированных документах, а также данные международных организаций и учреждений (Международный валютный фонд, Всемирный Банк и другие) и ведущих научных организаций (как отечественных, так и международных).
При построении прогноза также учитывались планы по развитию смежных видов транспорта, планы отдельных стивидорных организаций российских морских портов, программы и стратегии развития субъектов Российской Федерации.
В значительной степени повысить качество прогнозирования грузовой базы помогла разработка транспортно-экономического баланса или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок. Эту работу ОАО «РЖД» проводило совместно с отраслевыми институтами: Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Советом по изучению производственных сил.
При формировании инвестиционной программы ОАО «РЖД» использовался принцип согласованности источников финансирования и структуры инвестиционной программы, направляемой на:
Все инвестиционные проекты ОАО «РЖД» разделяются по критерию окупаемости и коммерческой эффективности на четыре категории.
Всего в 2014 году было размещено инфраструктурных облигаций на сумму 50 млрд руб.
В 2014 году средства от выпуска инфраструктурных облигаций были направлены на приобретение тягового подвижного состава и на реализацию проектов комплексного развития и реконструкции железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада, Юга России, а также Урала, Западной Сибири и Дальнего Востока, в т. ч. на реконструкцию участков Трубная–Баскунчак–Аксарайская, развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали.
Эти проекты имеют срок окупаемости на горизонте до 30 лет с существенным мультипликативным эффектом для экономики Российской Федерации.
В 2014 году была продолжена практика по проведению независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) инвестиционных проектов ОАО «РЖД» в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации.
Внедрение процедуры ТЦА, инициируемое Правительством Российской Федерации, явилось одним из важных шагов на пути к повышению открытости и прозрачности инвестиционных программ Компании, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
В 2013 году Компанией был разработан Корпоративный стандарт «Проведение обязательного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ» (далее – Корпоративный стандарт) утвержденный советом директоров ОАО «РЖД».
Учитывая поручения Правительства Российской Федерации, а также порядок, установленный в Корпоративном стандарте, были реализованы мероприятия по проведению ТЦА проектов развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, включая проект «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая с обходом Краснодарского железнодорожного узла», проектов реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также участка Междуреченск – Тайшет.
Результаты проведенного технологического и ценового аудита в соответствии с Корпоративным стандартом опубликованы на официальном сайте ОАО «РЖД» в целях организации экспертных обсуждений.
По проектам реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей экспертное обсуждение состоялось 23 января 2014 года.
По проекту развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, включая проект «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая с обходом Краснодарского железнодорожного узла», экспертное обсуждение состоялось 27 февраля 2015 года.
В ходе экспертных обсуждений, а также по итогам дополнительной работы с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, сформулированы предложения и замечания, проанализированные Компанией и аудиторами в целях их учета при дальнейшей реализации проектов.
В целом по проектам было отмечено, что они находятся в достаточной степени проработки с учетом текущей стадии реализации.
Главной целью инвестиционной программы ОАО «РЖД» является развитие и сохранение на должном уровне состояния железнодорожной инфраструктуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности и устойчивости перевозочного процесса, эксплуатационной надежности.
Общий объем инвестиционного бюджета в 2014 году (фактическое выполнение) 396 млрд руб. Расходование составило 99,8% к плану
Объем инвестиций,связанных с выполнением поручений Правительства РФ в 2014 году 67,5 млрд руб.
Объем инвестиций, направленных на обновление подвижного состава
в 2014 году
104,4
млрд руб.
Объем инвестиций, направленных на снятие инфраструктурных ограничений
в 2014 году
140,8
млрд руб.
Модернизировано путей в 2014 году
3,95
тыс. км
Введено в эксплуатацию новых станционных путей в 2014 году 73,6 км
Значительная часть средств направляется на обновление подвижного состава, обеспечение условий охраны труда, экологической и пожарной безопасности, обновление изношенных объектов повышенной опасности.
Объем инвестиционных затрат ОАО «РЖД» на 2014 год был запланирован на уровне 396,8 млрд руб. за счет следующих финансовых источников:
С учетом сложных экономических условий, в которых Компания осуществляла свою деятельность в 2014 году, план выполнен на 99,8 %, и общая сумма освоения инвестиционных затрат составила 396,0 млрд руб.
Наименование разделов | 2013 год | 2014 год | +/– 2014/2013 | Изменение 2014/2013, % | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Факт | Удельный вес от общего объема затрат | План года | Факт года | Удельный вес от общего объема затрат | % | |||
ВСЕГО | 467,2 | 100 | 396,8 | 396,0 | 100,0 | 99,8 | –71,2 | 84,8 |
Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ | 46 | 9,8 | 68,2 | 67,5 | 17,1 | 99,1 | 21,6 | 147,0 |
Обеспечение безопасности | 56,1 | 12,0 | 46,7 | 46,9 | 11,8 | 100,4 | –9,2 | 83,6 |
Снятие инфраструктурных ограничений | 169 | 36,2 | 140,5 | 140,8 | 35,6 | 100,2 | –28,2 | 83,3 |
Повышение транспортной доступности для населения страны | 59,5 | 12,7 | 12,9 | 12,8 | 3,2 | 99,2 | –46,7 | 21,5 |
Обновление подвижного состава | 118,7 | 25,4 | 104,7 | 104,4 | 26,4 | 99,7 | –14,3 | 88,0 |
Прочие проекты | 17,8 | 3,8 | 23,8 | 23,6 | 6,0 | 99,2 | 5,8 | 132,6 |
Главной задачей 2014 года в рамках исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» стала реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, их доля от общего объема составила 17 %, или 67,5 млрд руб. К проектам в рамках правительственных поручений относятся:
В 2014 году Компанией выполнены все поставленные на год целевые задачи, в т. ч. и по реализации проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации.
Инвестиции Компании в 2014 году были направлены не только на развитие инфраструктуры, но и на проекты обновления, реализация которых необходима для обеспечения устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта (реконструкция железнодорожного пути, строительство и реконструкция искусственных сооружений).
На проекты, связанные с обеспечением безопасности, включая транспортную безопасность, объекты гражданской обороны, пожарную безопасность, а также проекты, направленные на обеспечение технологической устойчивости производственного процесса и поддержание пропускной способности, в 2014 году направлено 46,9 млрд руб.
На снятие инфраструктурных ограничений, в т. ч. связанных с увеличением пропускной способности сети железных дорог, направлено 140,8 млрд руб.
В рамках раздела «Снятие инфраструктурных ограничений» значительные объемы денежных средств были направлены на реализацию проектов, существенно влияющих на развитие экономики всей страны и направленных на увеличение пропускной способности сети железных дорог, а также на развитие инфраструктуры остальных транспортных направлений (строительство дополнительных главных путей, удлинение станционных приемо-отправочных путей, развитие железнодорожных узлов).
В рамках реализации проекта по реконструкции железнодорожного пути в 2014 году реконструировано 3 950,8 км железнодорожного пути.
В рамках проекта «Реконструкция искусственных сооружений» была закончена реконструкция Манского тоннеля на участке Абакан – Тайшет Красноярской железной дороги, также 20 малых и средних железнодорожных мостов, 20 объектов земляного полотна, 3 пешеходных моста на станциях Красково, Фруктовая Московской железной дороги и Демы Куйбышевской железной дороги.
На повышение транспортной доступности для населения страны израсходовано 12,8 млрд руб. В этом направлении в 2014 году осуществлялась реализация проектов по обновлению основных фондов пассажирского хозяйства пригородного и дальнего следования.
В 2014 году закончена реконструкция железнодорожных вокзалов на ст. Рыбинск–Пассажирский и Рязань–2.
В рамках раздела «Обновление подвижного состава» в отчетном году закуплено 660 локомотивов на сумму 76,5 млрд руб. и приобретено 283 единицы моторвагонного подвижного состава на сумму 19,3 млрд руб., из них – 150 вагонов электропоездов серии ЭД производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод»,
18 вагонов рельсовых автобусов серии РА-2 производства ОАО «Метровагонмаш», 4 электропоезда (40 вагонов) «Сапсан» и 15 электропоездов (75 вагонов) «Дезиро» производства АО «Сименс АГ».
Модернизации подверглись 603 единицы моторвагонного подвижного состава и 8 поездов «Сапсан» на сумму 845,9 млн руб.
Электропоезда оборудованы современными системами кондиционирования, герметичными межвагонными переходами, прислонно-сдвижными автоматическими дверями, светодиодным освещением, диванами с мягкими вставками и подголовниками, системой видеонаблюдения, принудительной вентиляцией тамбуров вагонов и системой бортовой диагностики и мониторинга технического состояния электропоезда, выполнены работы по устройству систем охранно-пожарной сигнализации.
На прочие проекты, связанные с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты социального развития и взносы в уставный капитал других обществ, было израсходовано 23,6 млрд руб.
В целом по ОАО «РЖД» в 2014 году введено в действие новых:
реконструировано: