Проекты по модернизации и инновационному развитию
Общие затраты Компании на научно-техническое развитие в 2014 году составили 1,1 млрд руб., что составляет 74,2 % от уровня 2013 года.
Новые технологии
В отчетном году на станции Лужская-сортировочная была начата автоматизация технологии роспуска вагонов, предусматривающая применение горочной автоматической централизации разработки компании Siemens, интегрированной с российской системой управления сортировочной станции совместно с отечественными системами централизаций и системой маневровой автоматической локомотивной сигнализации.
Внедрение такого комплекса позволит впервые на сети дорог отработать новую технологию работы с опасными грузами 2-го класса, при этом стоимость переработанного вагона снизится на 5 %, производительность труда возрастет в 2 раза, перерабатывающая способность горки составит 5 тыс. вагонов в сутки, энергопотребление снизится на 25 %, точность управления движением горочного локомотива составит 0,1 км/час.
Импортозамещение
Компания совместно с итальянской компанией ECM Safety solutions and technology создает многостанционную систему микропроцессорной централизации с интегрированной автоблокировкой. Впервые реализуется проект, соответствующий российским нормативным требованиям безопасности и имеющий открытое программное обеспечение и систему автоматизированного проектирования.
Система будет характеризоваться высоким уровнем адаптивности, стоимость ее жизненного цикла сократится на 20 % по сравнению с поставляемыми в настоящее время импортными системами микропроцессорной централизации.
Создание локомотивов нового поколения
В отчетном году было продолжено создание локомотивов нового поколения. Завершена сертификация инновационных магистральных грузовых электровозов переменного тока нового поколения с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 «Скиф» и 2ЭС7, в ноябре получен сертификат на самый мощный в мире грузовой электровоз 4ЭС5К. Данные электровозы предназначены для вождения тяжеловесных поездов массой до 9 000 тонн. Проведены приемочные испытания магистрального тепловоза ТГ16М, предназначенного для работы на острове Сахалин, конструкция которого предусматривает работу как на колее 1 520 мм, так и 1 067 мм.
Внедрение инноваций в инфраструктурном комплексе
Одним из ключевых направлений реализации научно-технической политики Компании является внедрение инноваций в инфраструктурном комплексе, где доля расходов по перевозочным видам деятельности составляет около 35 % от общего объема. Приоритетом является сокращение стоимости жизненного цикла объектов при условии обеспечения безопасности перевозочного процесса и высокого уровня надежности технических средств.
В отчетном году совместно с компанией Vossloh впервые в России на станции Орехово-Зуево начаты испытания нового стрелочного перевода для тяжеловесного движения. Перевод рассчитан для пропуска грузовых вагонов с нагрузкой 27 тс на ось и ресурсом 500 млн тонн брутто. Опыт эксплуатации аналогичной конструкции в Швеции на грузонапряженной линии Кируна–Нарвик показал, что металлические части стрелочного перевода до замены ремонтными комплектами имеют наработку до 350 млн тонн брутто в отличии от российских 110 млн тонн.
На экспериментальном кольце Щербинка Компания приступила к комплексным испытаниям четырех типов безбалластных конструкций пути для высокоскоростных магистралей и совмещенного движения, смонтированных за счет компаний-производителей из России и стран ЕС.
Новым этапом в развитии мобильных средств диагностики стал первый комплекс для мониторинга инфраструктуры БАМа, созданный на базе тепловоза 2ТЭ116. Он заменяет несколько вагонов диагностики инфраструктуры и проверяет путь с нагрузкой до 24 тс. В декабре 2014 года комплекс передан в состав Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Годовой экономический эффект его применения составит более 26 млн руб.
Анализ перспектив развития средств диагностики показал необходимость оснащения диагностическими комплексами инфраструктуры высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Российскими специалистами создается инновационная бортовая система диагностики, выполняющая оценку инфраструктуры линии Санкт-Петербург – Москва по 76 параметрам. В результате будет положено начало принципиально новым технологиям 21 века, в корне изменяющим структуру технических средств диагностики и многократно повышающим оперативность и достоверность получаемой информации.
Внедрение методологии УРРАН (Управление ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла и анализ надежности)
Стандарт Управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН) разработан для формирования перечня показателей надежности и функциональной безопасности, которые задаются при разработке технических требований к системам, устройствам и оборудованию, применяемым на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Подходы к надежности и функциональной безопасности, применяемые в стандарте, ориентированы на взаимосвязь показателей надежности и функциональной безопасности объектов инфраструктуры со стоимостью его жизненного цикла. Подходы состоят в том, что увеличение начальных затрат при разработке (изготовлении/закупке) могут привести к достижению повышенной безотказности и/или ремонтопригодности объекта, и, таким образом, к повышенной готовности и, в результате, к уменьшению затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание (ремонт). Поэтому требования ремонтопригодности в основном включают временные показатели и показатели трудозатрат, которые необходимы для оценки стоимости владения или стоимости жизненного цикла в целом.
В настоящее время разработано 10 межгосударственных и национальных стандартов, 14 корпоративных стандартов, более 60 методических документов для различных хозяйств.
Примером эффективности внедряемой системы может служить разработанная ОАО «РЖД» и внедренная на всем пространстве колеи 1 520 мм методика, позволяющая определить грузовые вагоны, подлежащие выводу из эксплуатации по показателям надежности и безопасности литых деталей тележек. Более 3 тыс. боковых рам изъято по предписаниям Росжелдорнадзора и еще более 13 тыс. забраковано на пунктах технического осмотра. Это позволило в текущем году по сравнению с прошлым годом снизить количество изломов боковых рам более чем в три раза.
В настоящее время завершается разработка нормативной базы по определению физического износа объектов инфраструктуры. Показатели УРРАН уже применяются при подготовке требований закупки продукции для ОАО «РЖД».