Прочие виды деятельности
В 2014 году доходы Компании от прочих видов деятельности составили 176,7 млрд руб., что на 9,7 млрд руб. или 5,8 %, выше аналогичного уровня прошлого года. Прибыль от прочих видов деятельности составила 19,1 млрд руб. с ростом к уровню прошлого года на 4 млрд руб. или 26,5 %.
Структура доходов прочих продаж в 2014 году существенно не изменилась по сравнению с 2013 годом, большая часть доходов приходится на низкомаржинальный сегмент услуг с ограниченными возможностями роста прибыли (аренда подвижного состава пригородным компаниям и АО «ФПК», услуги объектов социальной сферы) и услуги, находящиеся в сегментах регулируемых исполнительными региональными органами власти (передача электроэнергии сторонним потребителям, услуги ЖКХ, услуги связи).
Удельный вес прибыли прочих видов деятельности активно увеличивается в общем объеме прибыли Компании от продаж и достиг 33% в 2014 году.
Ключевыми факторами положительной динамики прибыли от прочих видов деятельности стали предпринятые в Компании мероприятия, направленные на повышение эффективности прочих продаж, за счет развития и совершенствования клиентоориентированности, укрепления позиции на рынках, эффективности работы по утверждению тарифов на регулируемые услуги, непрерывной работы по снижению себестоимости оказываемых услуг.
Эта положительная тенденция достигнута, несмотря на:
- консолидацию услуг по комплексному транспортно-логистическому обслуживанию клиентов в портах в ОАО «РЖД-Логистика»;
- прекращение аренды грузовых вагонов в связи с передачей вагонов в уставный капитал АО «ФГК»;
- сокращение объемов аренды подвижного состава, работающего в пассажирском движении дальнего следования и пригородного сообщения (4 % и 5 % соответственно).
Для обеспечения сбалансированности финансово-хозяйственной деятельности Компании проводилась активная политика по мониторингу конъюнктуры и расширению спектра оказываемых услуг, применению гибкого тарифообразования. Указанная работа проводилась по всем видам активов, занятых на прочих видах деятельности.
Последовательно проводимая менеджментом Компании политика по ускоренному развитию прочих продаж и повышению маржинальности позволила сгладить возникшие во втором полугодии 2014 года негативные тенденции экономики в условиях спада потребительской активности.