Анализ доходов по перевозочным видам деятельности
Доходы по перевозочным видам деятельности по итогам 2014 года составили 1 225,0 млрд руб., что выше плана на 11,7 млрд руб. или на 1 %, к уровню 2013 года, доходы увеличены на 1,3 %.
Доля доходов от грузовых перевозок в общем объеме доходов ОАО «РЖД» в 2014 году 78,9 %
Доходы от грузовых перевозок
В 2014 году доходы составили 1 105,7 млрд руб., что на 10,1 млрд руб. выше плана или на 0,9 %, к уровню 2013 года доходы увеличены на 17,5 млрд руб. или на 1,6 %.
Изменение доходов к уровню прошлого года обусловлено следующими факторами:
- рост груженого грузооборота к уровню прошлого года на 4,7 % повлиял на увеличение доходов на +50,7 млрд руб.;
- снижение средней доходной ставки на 10 т∙км на 2,5 % привело к потерям в доходах на 33,2 млрд руб., что вызвано следующими основными причинам:
- ухудшение структуры грузооборота (—37,5 млрд руб.):
- по номенклатуре грузов (—8,3 млрд руб.) за счет роста доли перевозок грузов 1 класса на фоне снижения доли грузооборота грузов 2 и 3 классов;
- по видам сообщениям (—12,0 млрд руб.) за счет снижения доли грузооборота по транзиту, международным перевозкам через погранпереходы при одновременном увеличении доли менее доходных перевозок грузов, следующих через порты Российской Федерации со значительным ростом дальности вследствие переориентации грузопотоков в сторону портов Дальнего Востока;
- по категориям отправок рост доли перевозок маршрутными отправками с применением понижающего коэффициента к Прейскуранту
10-01 до 15 % позволил увеличить эффективность организации груженых вагонопотоков и сократить затраты на сортировку и переработку грузов не менее одной технической станции, однако повлиял на снижение доходов в размере 17,2 млрд руб.; - применение повышающих коэффициентов к тарифам на перевозки нефти и нефтепродуктов в рамках ценовых пределов (с 9 августа 2014 года) позволило получить дополнительно 7,1 млрд руб.;
- рост курса швейцарского франка к рублю. повлиял на увеличение доходов от транзитных перевозок на 2,3 млрд руб.;
- отмена эксплуатации парка ВСП Парк ВСП (вагоны собственные привлеченные) - используется для перевозок низкодоходных и социально-значимых грузов, в частности, для нужд жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок грузов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 года № 1051 «О порядке привлечения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе» ОАО «РЖД» путем аренды вагонного парка АО «ФГК» был сформирован парк полувагонов (далее – парк ВСП). (—5,1 млрд руб.). (С июля 2013 года осуществлен окончательный возврат вагонов парка ВСП в управление АО «ФГК»).
- ухудшение структуры грузооборота (—37,5 млрд руб.):
Факторный анализ роста доходов от грузовых перевозок за 2014 год к уровню 2013 года
Доходы от услуг локомотивной тяги
Доходы от услуг локомотивной тяги составили 10,3 млрд руб.,+0,4 млрд руб. к плану (+4 %).
К уровню прошлого года доходы снижены на 0,7 млрд руб. или -6,4 %, в основном, за счет сокращения объемов предоставления услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожные пути необщего пользования при погрузке (выгрузке) грузов в вагонах средствами грузоотправителя (грузополучателя).
Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании
ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании скоростными поездами «Сапсан», «Ласточка» и «Аллегро». Доходы составили 9,1 млрд руб., +0,6 млрд руб. к плану (+6,7 %).
Прирост доходов к уровню прошлого года составил 0,5 млрд руб. или 5,8 %.
Основной причиной увеличения доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании скоростными поездами «Сапсан» «Ласточка» и «Аллегро» стал рост объема отправленных пассажиров – за 12 месяцев было отправлено 3,9 млн чел., что на 2,5 % выше уровня аналогичного периода 2013 года.
Рост количества отправленных пассажиров связан с назначением с августа 2014 года в эксплуатацию двух сдвоенных составов поезда «Сапсан» и организацией регулярного курсирования поездов «Ласточка» по маршруту Москва – Курск с июня 2014 года, а с июля — по маршруту Москва – Смоленск.
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении составили 0,9 млрд руб.
ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в пригородном сообщении в качестве перевозчика на территории Краснодарского края электропоездами «Ласточка» на участке Туапсе – Аэропорт, Туапсе – Олимпийский парк, Туапсе – Красная Поляна и по Олимпийским объектам. В целом за 2014 год перевезено в пригородном сообщении 13,1 млн чел., что на 12,1 млн чел. больше уровня прошлого года в основном за счет увеличения перевозок в период Олимпийских и Паралимпийских игр.
Доходы от предоставления услуг инфраструктуры
Доходы составили 99,0 млрд руб. выше плана на 0,5 млрд руб. (+0,5 %) и со снижением к уровню прошлого года на 2,7 млрд руб. или на 2,7 %.
Изменение доходов к уровню прошлого года произошло по следующим причинам:
- сокращение объемов вагонокилометровой работы при пассажирских перевозках на инфраструктуре ОАО «РЖД» на 5 % к уровню 2013 года в результате оптимизации размеров движения перевозчиками привело к снижению доходов в сумме 4,5 млрд руб., в т. ч. в дальнем следовании снижение ваг-км составило 5,6 %, доходы сократились на 3 млрд руб., в пригородном сообщении – снижение ваг-км составило 3,2 %, доходы сократились на 1,5 млрд руб.;
- рост объема предоставления услуг инфраструктуры для отстоя собственного подвижного состава, незадействованного в перевозочном процессе ( в связи со снижением объемов погрузки к уровню прошлого года на 0,8 %) позволил получить дополнительно доходы в сумме 1,8 млрд руб.