Оптимизация расходов
Общий объем оптимизации расходов ОАО «РЖД» в 2014 году оценивается в размере 85,5 млрд руб.
ОАО «РЖД» реализовало все необходимые меры по сокращению затрат, в т. ч. проведено ужесточение удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов, совершенствование технологии работы, оптимизация численности, перенос индексации заработной платы на более поздний период, снижение объемов капитального ремонта.
Общий объем оптимизации расходов ОАО «РЖД» в 2014 году оценивается в размере 85,5 млрд руб., в т. ч. за счет:
- оптимизации численности персонала на 3 %, переноса индексации заработной платы на более поздний период, снижения сумм отчислений в НПФ, а также применения режимов неполного рабочего времени (27,9 млрд руб.);
- продолжения работы по дальнейшему росту внутренней эффективности, в т. ч. за счет проведения жесткой ценовой политики, рационального использования материалов, а также снижения административных расходов (общехозяйственные договоры, командировочные расходы, расходы на услуги связи, коммуникационную и выставочную деятельность и др.) (20,8 млрд руб.);
- формирования «отложенных» расходов по капитальному ремонту основных фондов (32,7 млрд руб.);
- совершенствования технологии работы, ужесточение удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на производственные нужды (4,1 млрд руб.).
В ОАО «РЖД» был задействован режим неполной занятости (52,8 тыс. человек в ноябре против 122,5 тыс. человек в среднем в течение года).
Компания продолжает вести непрерывную работу по минимизации материальных затрат при соблюдении заданных уровня качества продукции и сроков выполнения поставок и гарантирования устойчивости объемов их производства.
На постоянной основе осуществляется анализ текущих цен, регулярно осуществляется мониторинг конъюнктуры отраслевых рынков, организуются переговоры с действующими и потенциальными поставщиками продукции на предмет возможности снижения уровня цен, проводится поиск альтернативных источников поставок, прорабатываются вопросы получения дополнительных скидок на продукцию, поставляемую по долгосрочным контрактам, по которым ОАО «РЖД» предоставляет контрагентам гарантированные объемы поставки на длительный период времени и т. д.
Так, ОАО «РЖД» обеспечивается закупка топливно-энергетических ресурсов по сниженным ценам. В сравнении с уровнем декабря 2010 года приняты меры по сдерживанию цен на дизельное топливо (основной вид потребляемых ТЭР) в сравнении с темпами изменения рыночных цен. Средний уровень снижения цен на данный вид ТЭР относительно официальных индексных показателей, публикуемых Росстатом, за период
Необходимо также отметить, что снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты не приводит к соответствующему снижению цен на внутреннем рынке. Это объясняется стабильностью экспортного паритета за счет роста курса доллара к рублю и ежегодной индексацией акцизов. Также в зимний период для нужд ОАО «РЖД» осуществляются закупки соответствующих (сезонных) марок дизельного топлива, реализуемых нефтяными компаниями по премиальным ценам.
Вместе с тем, несмотря на сложную геополитическую обстановку, высокую волатильность мировых цен на нефть, Компанией осуществляется приобретение нефтепродуктов по ценам ниже рыночных, и среднее снижение цен на ТЭР от рыночного уровня за 2014 год оценивается на 2,5 %.