Основные финансовые результаты
В 2014 году ОАО «Российские железные дороги» осуществляло свою деятельность в условиях принятого государством решения о нулевой индексации тарифов на железнодорожные перевозки и ухудшения макроэкономической обстановки.
Доходы по всем видам деятельности по итогам 2014 года составили 1 401,7 млрд руб. +1,8 % к 2013 году.
Расходы по всем видам деятельности по итогам 2014 года составили 1 343,2 млрд руб. +1,9 % к 2013 году
Доходы от реализации акций ДЗО ОАО «РЖД» в 2014 году составили 11,3 млрд руб.
Прибыль от продаж по итогам 2014 года составила 58,5 млрд руб.
Дивиденды от ДЗО ОАО «РЖД» в 2014 году 16,7 млрд руб.
В 2014 году Компания осуществляла свою деятельность в сложных макроэкономических условиях, связанных с отсутствием индексации тарифов, объявлением санкций в отношении России, волатильностью сырьевых рынков, девальвацией руб., что не могло не сказаться на транспортной отрасли. При этом только замораживание тарифов на грузовые железнодорожные перевозки привело к недополучению доходов Компании в размере 67 млрд руб. Помимо неоперационных факторов, негативное влияние на финансовые результаты Компании в 2014 году оказало продолжающееся снижение темпов экономического роста в стране, что привело к снижению объемов погрузки по сравнению с 2013 годом на 0,8 %.
В этой связи в первом полугодии 2014 года ОАО «РЖД» совместно с причастными органами исполнительной власти был проведен ряд совещаний по обеспечению финансовой устойчивости Компании в 2014 году. В июне 2014 года состоялось совещание под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина с членами Правительства Российской Федерации. По результатам встречи Правительством Российской Федерации был утвержден план действий по недопущению прогнозируемых в
Данный план действий явился базой для формирования целевых параметров развития ОАО «РЖД» не только на 2014 год, но и следующий год и стал качественно новым примером взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Компании.
В результате, несмотря на сложную ситуацию, вызванную существенным ослаблением национальной валюты, Компания смогла сбалансировать бюджет и частично компенсировать негативное влияние конъюнктурных изменений, в т. ч. за счет проделанной работы по повышению внутренней эффективности деятельности ОАО «РЖД», проведению антикризисных мероприятий, направленных на сокращение расходов (себестоимость перевозок снижена к уровню 2013 года на 2,7 %), а также повышению результативности операционной деятельности, в частности за счет увеличения доли более маржинальных грузов в структуре перевозок. Также за счет структурных преобразований был обеспечен рост прочих доходов, который был подкреплен эффективным управлением денежной ликвидностью, получением процентных доходов и эффективным управлением рисками Компании.
Все это позволило получить по итогам 2014 года прибыль от продаж в размере 58,5 млрд руб., сохранив ее практически на уровне 2013 года.
Кроме того, впервые в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти были урегулированы вопросы погашения задолженности прошлых лет пригородных пассажирских компаний и федерального агентства железнодорожного транспорта за оказанные услуги инфраструктуры и аренды подвижного состава при осуществлении пригородных пассажирских перевозок.
Также положительное влияние на формирование финансового результата Компании оказало проведение сделок по внесению в уставной капитал созданного АО «ОТЛК» акций 50 % +2 АО «ТрансКонтейнер», 100 %–1 РЖД Логистика, дополнительная эмиссия акций ОАО «ВРК-1»,ОАО «РЖД-Здоровье», конвертация пакета акций КИТ Финанс Инвестиционный Банк в акции АКБ «Абсолют Банк», что позволило увеличить положительный финансовый результат к уровню прошлого года на 18,7 млрд руб. Прибыль от таких сделок в 2014 году составила 31,4 млрд руб. Кроме того, в 2014 году поступление дивидендов от дочерних и зависимых обществ составило 16,7 млрд руб., а прибыль от реализации акций дочерних и зависимых обществ Компании получена в размере 1,4 млрд руб.
В результате чистая прибыль без учета влияния курсовых разниц составила 69,9 млрд руб. с ростом к уровню 2013 года на 54,5 млрд руб.
Вместе с тем, в связи с отражением переоценки валютных обязательств вследствие ослабления курса национальной валюты (отрицательные курсовые разницы составили 142,5 млрд руб.) убыток Компании по итогам 2014 года составил 44,1 млрд руб.
При этом, с учетом сложных экономических условий, в которых Компания осуществляла свою деятельность, инвестиционная программа ОАО «РЖД» реализована в объеме 396,0 млрд руб. (на уровне плана на 2014 года).
Показатель | Единица измерения | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Изменения факт к плану 2014 | Изменение 2014/2013 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
План | Факт | +/– | % | +/– | % | ||||||
Всего доходов | млрд руб. | 1 195,1 | 1 288,3 | 1 366,0 | 1 376,6 | 1 378,7 | 1 401,7 | 23 | 101,7 | 25,1 | 101,8 |
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги | млрд руб. | 1 079,3 | 1 109,1 | 1 206,5 | 1 209,5 | 1 213,3 | 1 225 | 11,7 | 101,0 | 15,5 | 101,3 |
грузовые перевозки | млрд руб. | 936,23 | 1 003,1 | 1 089,3 | 1 088,2 | 1 095,6 | 1 105,7 | 10,1 | 100,9 | 17,5 | 101,6 |
предоставление услуг инфраструктуры | млрд руб. | 88,4 | 87,2 | 96,7 | 101,7 | 98,5 | 99 | 0,5 | 100,5 | –2,7 | 97,3 |
предоставление услуг локомотивной тяги | млрд руб. | 11,8 | 11,4 | 12,4 | 11 | 9,9 | 10,3 | 0,4 | 104,0 | –0,7 | 93,6 |
пассажирские перевозки | млрд руб. | 42,9 | 7,4 | 8,1 | 8,6 | 9,3 | 10 | 0,7 | 107,5 | 1,4 | 116,3 |
Доходы от прочих видов деятельности | млрд руб. | 115,8 | 179,2 | 159,5 | 167 | 165,3 | 176,7 | 11,4 | 106,9 | 9,7 | 105,8 |
Всего расходов | млрд руб. | 1 084,2 | 1 215,6 | 1 298,6 | 1 317,8 | 1 354,1 | 1 343,2 | –10,9 | 99,2 | 25,4 | 101,9 |
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги | млрд руб. | 986,4 | 1 050,8 | 1 151,5 | 1 165,9 | 1 202 | 1 185,6 | –16,4 | 98,6 | 19,7 | 101,7 |
грузовые перевозки | млрд руб. | 796,1 | 933,3 | 1 017,4 | 1 027,6 | 1 064,2 | 1 048,1 | –16,1 | 98,5 | 20,5 | 102,0 |
предоставление услуг инфраструктуры | млрд руб. | 86,2 | 102,2 | 118,8 | 122,3 | 120,5 | 119,4 | –1,1 | 99,1 | –2,9 | 97,6 |
предоставление услуг локомотивной тяги | млрд руб. | 8,8 | 8,4 | 9,2 | 8,2 | 7,4 | 7,6 | 0,2 | 102,7 | –0,6 | 92,7 |
пассажирские перевозки | млрд руб. | 95,3 | 7,0 | 6,2 | 7,8 | 10 | 10,6 | 0,6 | 106,0 | 2,8 | 135,9 |
Расходы от прочих видов деятельности | млрд руб. | 97,9 | 164,7 | 147,1 | 151,9 | 152 | 157,6 | 5,6 | 103,7 | 5,7 | 103,8 |
Всего прибыль от продаж | млрд руб. | 110,9 | 72,8 | 67,4 | 58,8 | 24,6 | 58,5 | 33,9 | 237,8 | –0,3 | 99,5 |
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги | млрд руб. | 92,9 | 58,3 | 54,9 | 43,6 | 11,3 | 39,4 | 28,1 | 348,7 | –4,2 | 90,4 |
грузовые перевозки | млрд руб. | 140,1 | 69,9 | 71,9 | 60,6 | 31,4 | 57,6 | 26,2 | 183,4 | –3 | 95,0 |
предоставление услуг инфраструктуры | млрд руб. | 2,2 | –15,0 | –22,1 | –20,6 | –22 | –20,3 | 1,7 | 108,4 | 0,3 | 101,5 |
предоставление услуг локомотивной тяги | млрд руб. | 3,0 | 3,0 | 3,2 | 2,9 | 2,6 | 2,7 | 0,1 | 103,8 | –0,2 | 93,1 |
пассажирские перевозки | млрд руб. | –52,4 | 0,4 | 1,9 | 0,8 | –0,6 | –0,5 | 0,1 | 120 | –1,3 | — |
Прибыль от прочих видов деятельности | млрд руб. | 18,0 | 14,5 | 12,5 | 15,1 | 13,3 | 19,1 | 5,8 | 143,6 | 4 | 126,5 |
Результат от прочих доходов и расходов | млрд руб. | 14,9 | 3,8 | –1,3 | –39,4 | 3,6 | –97,7 | –101,3 | — | –58,3 | 40,3 |
Результат от продажи акций дочерних и зависимых обществ | млрд руб. | 6,9 | 66,3 | 33,9 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 0 | 100 | 0 | 100 |
Бюджетные ассигнования | млрд руб. | 52,2 | 1,8 | 23,2 | 0,9 | 26,7 | 27,6 | 0,9 | 103,4 | 26,7 | — |
Курсовые разницы | млрд руб. | 0,9 | –6,4 | 4,5 | –18,4 | –37,3 | –142,5 | –105,2 | 26,2 | –124,1 | 12,9 |
Изменения резервов и иных оценочных обязательств | млрд руб. | –17,3 | –51,8 | –18,2 | –1,7 | 37,2 | 38,7 | 1,5 | 104,0 | 40,4 | — |
Доходы от участия в других организациях, включая дивиденды | млрд руб. | 2,1 | 21,3 | 9,8 | 23 | 15,9 | 16,7 | 0,8 | 105,0 | –6,3 | 72,6 |
Затраты по кредитам и займам | млрд руб. | –20,6 | –19,6 | –19,3 | –26,8 | –35 | –35,5 | –0,5 | 98,6 | –8,7 | 75,5 |
Прибыль до налогообложения | млрд руб. | 125,9 | 76,6 | 66,2 | 19,4 | 28,2 | –39,2 | –67,4 | –139,0 | –58,6 | –202,1 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства | млрд руб. | 51,1 | 59,8 | 52,0 | 18,7 | –28 | –4,9 | 23,1 | — | –23,6 | — |
Чистая прибыль | млрд руб. | 74,8 | 16,8 | 14,1 | 0,7 | 0,2 | –44,1 | –44,3 | — | –44,8 | — |
Расходы по инвестиционной деятельности без капитализируемых процентов (без НДС) | млрд руб. | 317,4 | 395,4 | 480,1 | 467,2 | 396,8 | 396 | –0,8 | 99,8 | –71,2 | 84,8 |
Государственная поддержка, в т. ч. | млрд руб. | 163,2 | 119,7 | 152,7 | 87,1 | 160,7 | 112,2 | –48,5 | 69,8 | 25,1 | 128,8 |
Субсидии и прочие компенсации из федерального бюджета и региональных бюджетов и внебюджетных фондов | млрд руб. | 59,6 | 31,2 | 51,7 | 27,6 | 80,9 | 82,4 | 1,5 | 101,9 | 54,8 | 298,6 |
Взносы в уставный капитал | млрд руб. | 103,6 | 88,6 | 101,0 | 59,5 | 79,8 | 29,8 | –50 | 37,3 | –29,7 | 50,1 |
Себестоимость перевозок | коп/ 10 прив. т∙км | 372,2 | 369,4 | 393,4 | 395 | 392,3 | 384,5 | –7,8 | 98,0 | –10,5 | 97,3 |
EBITDAПоказатель EBITDA сформирован с учетом исключения затрат, связанных с обслуживанием финансового долга (затраты по процентам к уплате, лизинговые платежи и результат от переоценки валютных обязательств (курсовые разницы). | млрд руб. | 343,7 | 295,3 | 279,8 | 268 | 320 | 356 | 36 | 111,3 | 88 | 132,8 |
Финансовый долг (Долг по кредитам+лизинг) | млрд руб. | 332,5 | 390,1 | 429,2 | 643,2 | 798,7 | 898,5 | 99,8 | 112,5 | 255,3 | 139,7 |
Финансовый долг / EBITDA | х | 1,0 | 1,3 | 1,5 | 2,4 | 2,5 | 2,5 | 0 | 100,0 | 0,1 | 104,2 |
Чистый долг (Финансовый долг-остаток ден.ср-в) / EBITDA | х | 0,8 | 0,7 | 1,1 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 0,1 | 104,5 | 0,2 | 109,5 |
Изменение кредитов и займов полученных (тело долга) | млрд руб. | –23,7 | 74,7 | 38,3 | 175,4 | 98 | 96,8 | –1,2 | 98,8 | –78,6 | 55,2 |
Чистое изменение кредитного портфеля c учетом курсовых разниц и процентов по кредитам | млрд руб. | –23,3 | 79,8 | 35,7 | 196,5 | 138,7 | 240,1 | 101,4 | 173,1 | 43,6 | 122,2 |
Долг по кредитам, с учетом начисленных процентов | млрд руб. | 304,1 | 383,9 | 419,6 | 616,1 | 754,8 | 856,2 | 101,4 | 113,4 | 240,1 | 139,0 |
Единица измерения | 2013 | 2014 | 2014/2013, % | |
---|---|---|---|---|
Валюта баланса | млрд руб. | 4 587,2 | 4 846,7 | 5,7 |
Внеоборотные активы | млрд руб. | 4 332,6 | 4 457,3 | 2,9 |
Оборотные активы | млрд руб. | 254,6 | 389,5 | 53,0 |
Капитал и резервы | млрд руб. | 3 540,3 | 3 516,2 | –0,7 |
Долгосрочные обязательства | млрд руб. | 666,4 | 805,7 | 20,9 |
Краткосрочные обязательства | млрд руб. | 380,5 | 524,8 | 37,9 |
Стоимость чистых активов | млрд руб. | 3 547,60 | 3 553,4 | 0,2 |