Целевая организационная модель холдинга «РЖД»

Целевая организационная модель холдинга «РЖД» включает следующие элементы:


  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров ОАО «РЖД» и его комитеты;
  • президент ОАО «РЖД»;
  • правление ОАО «РЖД;
  • аппарат управления;
  • железные дороги (РЦКУ);
  • бизнес-блоки, включая их органы управления;
  • бизнес-единицы.

Преимуществами организационной модели Холдинга являются:

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Холдинга в пределах своей компетенции, обеспечивает проведение политики, направленной на динамичное развитие, повышение устойчивости и прибыльности его работы.

Правление ОАО «РЖД», состоящее из руководителей ОАО «РЖД», действуя в интересах Российской Федерации и учитывая позиции акционеров ДЗО, обеспечивает проработку предложений по определению приоритетных направлений деятельности Холдинга и перспективных планов его развития, определяет единые корпоративные политики, нормы, правила и стандарты, разработанные корпоративным центром, контролирует их соблюдение и достижение стратегических целей бизнес-единиц.

Совещательные органы, состоящие из руководителей ОАО «РЖД» и ключевых ДЗО, обеспечивают выработку предложений по основным направлениям деятельности Холдинга для представления правлению ОАО «РЖД».

Корпоративный центр прорабатывает стратегические решения, разрабатывает на основе принятых стратегических решений и в интересах их достижения единые корпоративные политики, нормы, правила и стандарты, обеспечивает контроль и анализ исполнения стратегических решений, достижения целей, организует текущее распределение наиболее важных и ограниченных ресурсов, а также обеспечивает координацию взаимодействия филиалов и ДЗО между собой и с «внешней средой» на всех уровнях управления и работоспособность системы контроля. Кроме того, корпоративный центр организует корпоративное управление и контроль дочерних и зависимых обществ.

Для сохранения управляемости на всех уровнях железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» входят в корпоративный центр и реализуют часть его функций на региональном уровне.

Ответственность за результаты и эффективность хозяйственной деятельности несут бизнес-единицы – филиалы, структурные подразделения, ДЗО ОАО «РЖД». При безусловном соблюдении корпоративных политик, норм, стандартов и регламентов бизнес- единицам предоставляются широкие полномочия по принятию оперативных решений, определению способов достижения установленных целей, финансовых и нефинансовых показателей.

Ключевые достижения в области организационного развития холдинга «РЖД» и описание планов его развития

В 2014 году была актуализирована Программа организационного развития холдинга «РЖД» на период до 2015 года, направленная на формирование системы непрерывных улучшений технологий и процессов управления и обеспечения единонаправленного развития всех элементов системы управления.

Продолжена работа по расширению применения процессного подхода в управлении Компании, и утверждена Программа соответствующих мероприятий. Внедрение процессного управления с созданием всех ключевых инструментов позволит получить дополнительные возможности для повышения эффективности деятельности холдинга «РЖД».

Роль процессного подхода в обеспечении эффективности деятельности и удовлетворенности клиентов

Ключевые задачи для системы управления

Преимущества от внедрения процессного подхода

В 2014 году была продолжена работа по увеличению внутренней эффективности, оптимизации расходов и наращиванию доходов ОАО «РЖД» за счет разработки мероприятий организационного и технико-технологического характера. На постоянной основе функционирует Комиссия по повышению эффективности деятельности ОАО «РЖД», которая координирует и контролирует реализацию оптимизационных мероприятий дирекций и региональных центров корпоративного управления. Для усиления работы по развитию системы управления и повышению эффективности деятельности в основных производственных дирекциях ОАО «РЖД» созданы постоянно действующие проектные офисы по вопросам развития системы управления и повышения эффективности деятельности. В рамках перехода к целевой бизнес-модели холдинга «РЖД» в 2014 году были внесены изменения в организации управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура».

Для скоординированной и эффективной эксплуатационной работы и взаимосогласованного стратегического развития бизнес-единиц, входящих в бизнес-блок, в конце 2014 года был создан департамент управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура». Его основными задачами и функциями являются: технологическая координация деятельности бизнес-единиц, организация работы по повышению эффективности перевозочного процесса, определению параметров стратегического развития филиалов и ДЗО бизнес-блока, интегрированному планированию их производственной деятельности, управлению ключевыми стратегическими проектами и контролю качества технологических процессов и внутренних услуг.

Для обеспечения необходимой организационной основы повышения клиентоориентированности в непосредственном ведении первого вице-президента ОАО «РЖД» создан департамент развития бизнеса и клиентоориентированности.

Департамент будет выполнять следующие функциональные задачи: