Целевая организационная модель холдинга «РЖД»
Целевая организационная модель холдинга «РЖД» включает следующие элементы:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров ОАО «РЖД» и его комитеты;
- президент ОАО «РЖД»;
- правление ОАО «РЖД;
- аппарат управления;
- железные дороги (РЦКУ);
- бизнес-блоки, включая их органы управления;
- бизнес-единицы.
Преимуществами организационной модели Холдинга являются:
- четкое разделение полномочий и ответственности за результаты Холдинга в целом и результаты конкретных видов деятельности и бизнеса, возможность оценки деятельности руководителей по ключевым показателям, связанным со стратегическими целями и оперативными задачами;
- оптимизация уровней управления, оптимизация размещения территориальных органов управления создаваемых бизнес-единиц;
- повышение качества принятия стратегических решений за счет специализации корпоративного центра на решении соответствующих задач;
- повышение оперативности принятия текущих решений за счет передачи ответственности и полномочий руководителям бизнес-единиц.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Холдинга в пределах своей компетенции, обеспечивает проведение политики, направленной на динамичное развитие, повышение устойчивости и прибыльности его работы.
Правление ОАО «РЖД», состоящее из руководителей ОАО «РЖД», действуя в интересах Российской Федерации и учитывая позиции акционеров ДЗО, обеспечивает проработку предложений по определению приоритетных направлений деятельности Холдинга и перспективных планов его развития, определяет единые корпоративные политики, нормы, правила и стандарты, разработанные корпоративным центром, контролирует их соблюдение и достижение стратегических целей бизнес-единиц.
Совещательные органы, состоящие из руководителей ОАО «РЖД» и ключевых ДЗО, обеспечивают выработку предложений по основным направлениям деятельности Холдинга для представления правлению ОАО «РЖД».
Корпоративный центр прорабатывает стратегические решения, разрабатывает на основе принятых стратегических решений и в интересах их достижения единые корпоративные политики, нормы, правила и стандарты, обеспечивает контроль и анализ исполнения стратегических решений, достижения целей, организует текущее распределение наиболее важных и ограниченных ресурсов, а также обеспечивает координацию взаимодействия филиалов и ДЗО между собой и с «внешней средой» на всех уровнях управления и работоспособность системы контроля. Кроме того, корпоративный центр организует корпоративное управление и контроль дочерних и зависимых обществ.
Для сохранения управляемости на всех уровнях железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» входят в корпоративный центр и реализуют часть его функций на региональном уровне.
Ответственность за результаты и эффективность хозяйственной деятельности несут бизнес-единицы – филиалы, структурные подразделения, ДЗО ОАО «РЖД». При безусловном соблюдении корпоративных политик, норм, стандартов и регламентов бизнес- единицам предоставляются широкие полномочия по принятию оперативных решений, определению способов достижения установленных целей, финансовых и нефинансовых показателей.
Ключевые достижения в области организационного развития холдинга «РЖД» и описание планов его развития
В 2014 году была актуализирована Программа организационного развития холдинга «РЖД» на период до 2015 года, направленная на формирование системы непрерывных улучшений технологий и процессов управления и обеспечения единонаправленного развития всех элементов системы управления.
Продолжена работа по расширению применения процессного подхода в управлении Компании, и утверждена Программа соответствующих мероприятий. Внедрение процессного управления с созданием всех ключевых инструментов позволит получить дополнительные возможности для повышения эффективности деятельности холдинга «РЖД».
Роль процессного подхода в обеспечении эффективности деятельности и удовлетворенности клиентов
Ключевые задачи для системы управления
- Ориентировать на приоритетное решение бизнес-задач
- Обеспечить рост качества услуг, а через них — объемов продаж и удовлетворенности клиентов
- Добиться скоординированной работы функциональных вертикалей и различных подразделений ОАО «РЖД» и его ДЗО
Преимущества от внедрения процессного подхода
- Усиливает связь планов производства с планами затрат и доходов
- Создает организационно-методическую основу для работы с непроизводственными операциями
- Позволяет повысить слаженность производственной деятельности
В 2014 году была продолжена работа по увеличению внутренней эффективности, оптимизации расходов и наращиванию доходов ОАО «РЖД» за счет разработки мероприятий организационного и технико-технологического характера. На постоянной основе функционирует Комиссия по повышению эффективности деятельности ОАО «РЖД», которая координирует и контролирует реализацию оптимизационных мероприятий дирекций и региональных центров корпоративного управления. Для усиления работы по развитию системы управления и повышению эффективности деятельности в основных производственных дирекциях ОАО «РЖД» созданы постоянно действующие проектные офисы по вопросам развития системы управления и повышения эффективности деятельности. В рамках перехода к целевой бизнес-модели холдинга «РЖД» в 2014 году были внесены изменения в организации управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура».
Для скоординированной и эффективной эксплуатационной работы и взаимосогласованного стратегического развития бизнес-единиц, входящих в бизнес-блок, в конце 2014 года был создан департамент управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура». Его основными задачами и функциями являются: технологическая координация деятельности бизнес-единиц, организация работы по повышению эффективности перевозочного процесса, определению параметров стратегического развития филиалов и ДЗО бизнес-блока, интегрированному планированию их производственной деятельности, управлению ключевыми стратегическими проектами и контролю качества технологических процессов и внутренних услуг.
Для обеспечения необходимой организационной основы повышения клиентоориентированности в непосредственном ведении первого вице-президента ОАО «РЖД» создан департамент развития бизнеса и клиентоориентированности.
Департамент будет выполнять следующие функциональные задачи:
- достижение стратегических целей производственно-экономической деятельности холдинга «РЖД»;
- формирование и реализация стратегии клиентоориентированности деятельности с целью максимального удовлетворения спроса клиентов на услуги холдинга «РЖД»;
- достижение максимальных параметров эффективности производственно-экономической деятельности холдинга «РЖД».