Обращение председателя правления и президента ОАО «РЖД»


Якунин Владимир Иванович

В. И. Якунин

Председатель правления, президент ОАО «РЖД»

Уважаемые партнеры и коллеги!

Для Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2014 год ознаменовался целым рядом важных событий. Первые месяцы прошли под знаком подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи – почти 5 млн пассажиров выбрали железнодорожный транспорт для поездки в столицу Белой олимпиады и передвижения по городу. Колоссальный труд работников ОАО «РЖД» не остался незамеченным: руководство страны, участники спортивных состязаний, российские и иностранные гости Игр в Сочи высоко оценили вклад железнодорожников в общий успех Олимпиады.

Еще одно значимое событие 2014 года – старт нового этапа развития Восточного полигона железных дорог России. Символично, что случилось это в юбилейный год 40-летия с момента начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Развитие проекта модернизации БАМа и Транссиба и исполнение поручений по его финансированию взял под личный контроль Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

В декабре свой пятилетний юбилей отпраздновал высокоскоростной поезд «Сапсан», который приобрел огромную популярность – его услугами воспользовались более 15 млн пассажиров. «Сапсан» открыл по-настоящему новую эру в области пассажирских перевозок в нашей стране.

Деятельность Компании в 2014 году неоднократно была отмечена престижными премиями и наградами. Среди них – Премия Правительства Российской Федерации в области качества, международная премия Института сертифицированных финансовых менеджеров (ICFM) в номинации «Лучшая компания по эффективности системы внутреннего контроля и аудита» и многие другие награды.

В целом 2014 год складывался непросто для российской экономики. Многие компании понесли потери в связи с замедлением экономической активности, сокращением инвестиций, последствиями антироссийских санкций и волатильностью мировых рынков. Для ОАО «РЖД» этот год оказался гораздо более тяжелым, так как влияние неблагоприятных внешних факторов усугубилось правительственным решением об отмене индексации тарифов на грузовые перевозки.

Это решение было принято на основе прогнозов, которые предполагали рост ВВП на 3 % и увеличение промышленного производства на 2,2 % при удержании инфляции в пределах 5 %. При этом сдерживание тарифов естественных монополий должно было стимулировать промышленность и способствовать замедлению инфляции. Однако этого не произошло, экономические реалии значительно разошлись с официальными прогнозами: инфляция составила 11,4 % (декабрь к декабрю), рост ВВП практически прекратился.

Более того, Компании пришлось за счет мобилизации внутренних резервов компенсировать эффект от роста уплаты налогов и страховых взносов – общий рост налоговых платежей возрос с 236,1 млрд руб. в 2013 году до 253,3 млрд руб. в 2014 году (в связи с отменой льгот по налогу на имущество и ростом страховых взносов).

Тем ценнее тот факт, что мы смогли достойно преодолеть эти трудности, реализовав ряд антикризисных мер и снизив себестоимость перевозок на 2,7 % по сравнению с уровнем 2013 года.

Вклад ОАО «РЖД» в развитие отечественной экономики был особо отмечен руководством страны в ходе итогового заседания Правления Компании. Железнодорожники реализуют значимые и востребованные экономикой проекты, совокупные эффекты от которых значительно превышают объемы капитальных вложений.

Развитие железнодорожной инфраструктуры России является тем самым «локомотивом», который может «вытянуть» экономику: 19 отраслей отечественной промышленности вовлечены в реализацию проектов холдинга «РЖД», генерируя 1,46 руб. мультипликативного эффекта на каждый рубль наших инвестиций.

Мы все активнее предлагаем клиентам не просто перевозку, но и доставку грузов «от двери до двери», организацию международной перевозки с участием нескольких видов транспорта. Для дальнейшего развития этого направления нами в 2014 году совместно с железными дорогами Беларуси и Казахстана была создана «Объединенная транспортно-логистическая компания» (АО «ОТЛК») – оператор с сетевым охватом бизнеса и точками продаж в основных промышленных центрах евразийского пространства.

АО «ОТЛК» призвана обеспечить развитие транспортно-логистической инфраструктуры Беларуси, России и Казахстана, что позволит эффективнее использовать транзитный потенциал в сообщении между странами АТР и Европы, который, согласно оценкам экспертов, к 2021 году может превысить 1 млн ДФЭ.

Благодаря использованию инструментария межотраслевого и межрегионального транспортного баланса мы имеем обоснованную с научных позиций доказательную базу перспективных объемов перевозок грузов по сети железных дорог России. Этот метод уже применен при подготовке проекта модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Существенный вклад в ВВП страны и экономику прилегающих регионов внесет также и строительство ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. Важнейшим условием ресурсного плана проекта является не менее чем 80-процентная локализация производства, включая материалы, комплектующие, оборудование и работу специалистов. В декабре 2014 года принято принципиальное решение о необходимости начала работ и о выделении финансирования на эти цели.

Компания продолжает свою работу и на других направлениях, в т. ч. в сфере международного сотрудничества. Подписаны значимые соглашения и документы о партнерстве в области железнодорожного транспорта, в т. ч. высокоскоростного сообщения с Китаем. Соглашение об участии ОАО «РЖД» в развитии Улан-Баторской железной дороги достигнуто с монгольской стороной. Сдан в эксплуатацию новый перегрузочный терминал в порту Раджин (КНДР) мощностью 5 млн тонн. В 2014 году состоялись первые демонстрационные перевозки российского угля в Китай и Южную Корею. Вошел в практическую стадию реализации проект по строительству и электрификации второго железнодорожного пути от Белграда до Панчево на территории Сербии.

Представляя годовой отчет ОАО «РЖД» за 2014 год, позвольте от имени правления и от себя лично поблагодарить весь коллектив Компании, наших коллег, партнеров и клиентов за доверие и поддержку. Успехи ОАО «РЖД» стали возможны благодаря сплоченности и высокой компетентности железнодорожников, эффективной работе с молодежью и тесному взаимодействию с профсоюзами на всех уровнях. Уверен, что вместе мы справимся с любыми испытаниями и сделаем все от нас зависящее для успешного социально-экономического развития нашей страны.